Дневник школьницы-2

11 февраля. Быть или не быть?

Последние недели свободное время трачу на поиск информационного повода. Вообще-то подходящие мероприятия я находила. Но не было времени, а когда время было, мешала лень. Раз я сходила на «Чеховские чтения», но сама атмосфера мероприятия, его не яркое и приторможенное течение навеяли такую скуку, что пропала всякая охота писать…
Я все время вспоминаю Никиту с его репортажем про магазин, чтобы не давать себе воли думать, будто писать не о чем. Нужно научиться видеть тысячи поводов во всем, что происходит вокруг.
Жжение в мозгу от поиска темы — состояние для журналиста, наверное, повседневное. Или нет? Если вникнуть, то скорее — ритм, темп жизни. Лавировать в потоках информации и событий, освещать, анализировать, расставлять приоритеты и преподносить читателю. Поиск и анализ должны стать для меня как воздух. Или не быть мне журналистом.
Поняла, как писать легче. Первый набросок делать быстро, не раздумывая над подборкой точного слова, главное нарисовать скелет. А на него наращивать мысли и подправлять речь.
С красивой простой речью у меня проблемы. Дома упрощаю до предела, по нескольку раз тестирую тексты на своих знакомых, но пока не выходит гладко. Наверное, нет чувства слова? Здорово, что на уроках можно разобрать свои ошибки – увидеть, какие грани требуют шлифовки. Только вот до меня долго доходит, как начать эту грань обтесывать.

22 февраля. Антимайдан

Нашла интересный информационный повод. Вчера ходила на «Антимайдан» в Самаре.
Пока бегала вокруг митинга с диктофоном, мне все казалось — ловлю момент, будут тут и «говорящие детали», и элементы интервью. Хотя уже подсознательно понимала — мало поработала дома, нужно было побольше собрать информации о митинге и о его будущих участниках. Чтобы было, о чем спрашивать. Ведь мне и в голову не пришло, что самарский митинг будет содержательно существенно отличаться от московского «Антимайдана».
Продумывая свою работу, делаю вывод: на таких событиях полезно иметь с собой видеокамеру с большой картой памяти.
Самые непростительные ошибки нашла, уже прослушивая диктофонную запись: нет ни имени, ни возраста, ни профессии говорящих.

25 февраля. «Самарские известия»

Сегодня ходила по редакциям. Первой посетила «Самарскую газету». В моем представлении редакция — это что-то кипящее, деятельное, суетливое. Я же вошла в светлый коридор, по сторонам которого раскрытые двери. Тихо и спокойно. В светлой комнате с большим окном за компьютером сидела женщина и разговаривала по телефону. Жестом руки она предложила мне присесть. Пока она говорила, я осматривалась и вслушивалась в свои ощущения. Комп, кофеварка и тишина. Обстановка уютная. А что, может когда-нибудь, года через 3-4, мне в таком месте работать. Закончив телефонный разговор, женщина выслушала мою просьбу принять меня, как помощника. К сожалению, мне сообщили, что редактор приедет через 2 недели, а только он решает такие вопросы.
Хотя в «Самарской газете» мне понравилось. И хотелось бы подождать. Но две недели слишком долго, не успею подготовиться к поступлению в вуз. Решила не терять времени и сходить в другую редакцию. Выбор пал на «Самарские известия». Отправилась по адресу.
Большая комната. Вдоль стен — рабочие места с компами, за ними кипела работа. Посередине — потертый диван, кое-где лежали стопки газет, на полу — мониторы и клавы с изогнутыми змеями-шнурами. На некоторых шкафах и столах комнатные растения. А здесь веселее…
Войдя в кабинет, я сразу огласила причину моего визита, обращаясь ко всем. Меня направили к молодому человеку, который задав пару вопросов и просмотрев мои работы, предложил мне зайти уже для выполнения заданий газеты в пятницу утром. Все прошло быстро и для редакции как будто привычно – наверное, много таких, как я, сюда приходит.

27 февраля. Пятница

Почти весь день провела в редакции. Меня прикомандировали к девушке 17 лет. Наблюдала, как распределяли материалы по полосам. Теперь понятно про ограниченное количество знаков на полосе. Наблюдала работу редакции. Была свидетельницей того, как буквально из ничего создается тема и текст. Причем довольно актуальные — про репетиторов. Я сама дня два назад себе их искала, и мне почему-то в голову не пришло, что это может быть поводом для публикации. Компьютер, интернет, пара звонков, несколько разговоров через СМС – и готово.
Постепенно начинаю понимать, что такое «формат». Но чем больше понимаю, тем ясней – работе журналиста в подобной форме существовать осталось недолго. Недавно прочла статью про профессии, которые будут востребованы в ближайшее время, и про профессии-пенсионеры. Журналист входит в последнюю категорию. Именно потому, что сухой казенный «формат», принятый во многих СМИ, очень легко вписать в систему искусственного интеллекта. Могу поверить, что программы ИИ будут писать гораздо круче, точнее и интереснее, чем это делают живые люди.
Хотя конечно, посредники между событиями и людьми нужны будут всегда. Но форма их работы уже качественно меняется и будет меняться.
После дня, проведенного в редакции, я решила отказаться от получения журналистского образования. Это не значит, что меня работа журналиста отпугнула. Просто лучше не сидеть за партой, а сразу писать, учиться в процессе. Я об этом и прежде многократно слышала. Но в голове моей эта мысль была слишком отвлеченной и на решение не влияла. Пятница оформила ее окончательно.

Хван Кира2 Кира Хван