Противостояние врачей и журналистов усугубляет проблемы общественного здоровья

27 апреля в Доме журналиста состоялось заключительное семинарское занятие в рамках образовательного проекта «Проблемы общественного здоровья в зеркале СМИ».

zakl seminar

Организаторы семинара — Самарская областная организация Союза журналистов России, Союз журналистов России, Партнерство Лилли по борьбе с МЛУ-ТБ и Самарский государственный университет.
Участники проекта — студенты-журналисты Самарского государственного университета.

Нынешняя встреча была посвящена проблеме нарушения норм журналистской этики при освещении тем общественного здоровья.

Куратор проекта, доцент кафедры теории и истории журналистики СамГУ Екатерина Выровцева, обратила внимание на то, что многие журналисты изначально неверно подходят к работе над материалами на медицинскую тематику. По ее словам, работники средств массовой информации совершают ошибку еще на этапе выбора темы. Наиболее распространенными являются публикации на такие темы: психология поведения и самочувствие пациента; медико-статистические исследования отдельных социальных групп; международные, национальные и региональные тенденции заболевания; социально-психологические аспекты отдельных отраслей медицины — катастрофы, реабилитация, педиатрия и т. д. В то же время такие важные направления, как профилактическая медицина, социально-философский аспект, а также история, теория медицины и здравоохранения остаются без внимания.

Для укрепления здоровья современного общества необходимо, чтобы медицинские работники и средства массовой информации взаимодействовали, но, к сожалению, на данный момент врачи и журналисты являются конкурентами в предоставлении информации для пациентов. По данным опроса, более половины реципиентов не считают врача основным источником информации. Только 42% опрошенных доверяют выбор лекарств врачам, остальные опираются на личный опыт и/или информацию, представленную в СМИ, что является показателем снижения авторитета врача.

Несложно заметить, что средства массовой информации практически не говорят о положительных сторонах отечественного здравоохранения, а тот небольшой процент позитивной информации, как правило, оказывается рекламой или скрытой рекламой. В связи с тем, что в основном журналисты для своих материалов выбирают негативные сюжеты, постоянно растет негативное отношение к СМИ у врачей. Как следствие, медицинские работники не хотят идти на контакт с журналистами, а те, в свою очередь, не всегда могут грамотно представить ту или иную ситуацию.