Новый «Свежей газеты. Культуры»

Вышел в свет первый в 2022 году номер «Свежей газеты. Культуры».

Номер – не простой. Во-первых, «толстушка» в 56 полос! Во-вторых, в новом дизайне – это настоятельное требование партнеров. Так что оценивайте и советуйте: дизайн находится в процессе развития.

Единственное, что мы постарались сохранить – это содержательный напор авторов газеты. Возьмите номер в руки, и вы сможете в этом убедиться.
Мы старались. Настолько, что я даже был вынужден приостановить выкладки текстов из номеров 2021 года. Но ничего – завтра они возобновятся.
***
Наступивший год – Год культуры народов России. «Свежая», как вы помните, уже начала пропагандировать решение президента из «затакта» – с последнего номера 2021 года. Сейчас эту тему развивают интервью ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА с заведующей отделом развития самодеятельного художественного творчества и методики клубной работы Агентства социокультурных технологий Ириной Ермаковой «Чем встречаем новый Год?» и заместителем директора АСТ Ириной Мироновой «Вопреки и во имя» и очерк Ольги ГОРОДЕЦКОЙ «Центр традиционной культуры в селе Романовка».
Часть материалов – об итогах хлопнувшего дверью года, которыми самарская культура вправе гордится: место в тройке лучших регионов по результатам конкурса Фонда президентских грантов, место среди территорий – лучших по продвижению проекта «Модельные библиотеки», место в десятке субъектов федерации, наиболее привлекательных в туристском отношении. Здесь же газета знакомит с Законом Самарской области «О развитии творческих индустрий».

Редакция продолжает получать письма в поддержку предложения об установке памятника Николаю Симонову, содержащееся в материале, опубликованном в декабрьском номере газеты. На этот раз среди наших корреспондентов – почетные граждане Самарской области Юрий Логойдо, Герой Социалистического Труда Максим Оводенко и действительный член РАН, президент Самарского университета Виктор Сойфер.
Но «Культура» не была бы «Свежей», если бы медок не был бы чуть с горчинкой. Почетный железнодорожник, заслуженный работник Куйбышевской железной дороги Юрий МЕНЧИК поведал о разгроме фондов музея этой самой дороги – «Потеря памяти». А ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР в первополосной статье знакомит читателей с неожиданной инициативой департамента культуры города Москвы – «Об экстазе и «разбиблиотечивании». Что нам Гекуба, вправе спросить вы? Да то, что «Москва – всем городам мать». Хотя, как мы знаем, и матери попадают под лишение родительских прав.
***
На «Музыкальной площади» – статья Рамили ЯРМУХАМЕТОВОЙ к юбилею культуролога, философа, музыковеда, педагога, профессора – «Елена Бурлина в пространстве мира» и дифирамб Анны КАРПОВОЙ «Талант любить и влюбляться» к юбилею своего учителя Татьяны Поберезкиной.

Из «свежих» событий: впечатления Дмитрия ДЯТЛОВА на концерт Алексея Лундина, Павла Назарова и камерного оркестра Volga Philharmonic – «В представлении не нуждаются», рецензии Анны ЛАЗАНЧИНОЙ на концерт ансамбля народных инструментов СГИК – «Жар-птица» и Валерии ЛОСЕВИЧЕВОЙ на открытие Крещенского фестиваля в Тольяттинской филармонии («Gratia plena»).
Благодаря петербургскому критику Елене ИСТРАТОВОЙ мы возвращаемся к Фестивалю Шостаковича 2021 года – «Заинтересованно об итогах и перспективах».
Дмитрий ДЯТЛОВ приглашает «послушать вместе» концерты московско-петербургского Скрябинского фестиваля (продолжающегося, кстати!) – «Двадцать взглядов на Скрябина».
Игорь ВОЩИНИН рассказом об Александре Цфасмане «Родоначальник жанра» открывает цикл «К 100-летию отечественного джаза».
***
В «Театральном проезде» Андрей АНТОНОВ поздравляет с юбилеем коллегу по цеху – баса Самарского академического театра оперы и балета Александра БОБЫКИНА («Мастер»).
Татьяна ЖУРЧЕВА делится впечатлениями от последней премьеры Самарского академического театра драмы – «Бессмертный Тартюф». Вячеслав СМИРНОВ побывал на декабрьских премьерах во всех тольяттинских театрах – «Новогодние. Разные».
А Татьяна ГРУЗИНЦЕВА знакомит с новой стороной Аллы Волынкиной: в тюменском театре «Группа товарищей», созданном Еленой Орловой и Валерием Архиповым, в недавнем прошлом артистами академической драмы, поставили два спектакля по рассказам постоянного автора «Свежей газеты».
***
На «Бульваре искусств» – очерк Александра ИГНАШОВА «Патриарх» – к 80-летию Рудольфа Баранова.
Светлана ШАТУНОВА вспоминает о художнике Владимире Щербине – «Чтоб все отдать ученикам». Аркадий СОЛАРЕВ знакомит нас с Дарьей Красновой, потомственном медальером, дочерью Вячеслава Агафонова, – «Акварель победной стала».
Елена БОГАТЫРЕВА побывала на персональной выставке Василия Ничипорука в самарском Доме актера – «Искусство в формате символа». Татьяна ПЕТРОВА статьей «Время оттепели» открыла серию материалов к исполняющемуся в этом году 125-летию коллекции Самарского художественного музея.
Валентина ЧЕРНОВА продолжает развивать историю коллекции артефактов самарского пивозаводчика Альфреда фон Вакано – «Путешествие в Японию начинается».
Этот материал вместе со статьей нового автора «Свежей» – Дмитрия КОВАЛЕНИНА, писателя, востоковеда, переводчика с японского, – «Формула асфальта» об истории и сегодняшнем дне японских «бумажных» газет, позволили «учредить» новые полосы – «Восток есть Восток».
***
«Культура и Слово» – один из ключевых разделов газеты. «Без чтения книг наш мозг беднеет» – решила редакция напомнить читателей базовый антропологический закон.
Чего только нет на этот раз в разделе. Есть два рассказа наших постоянных авторов – Аллы ВОЛЫНКИНОЙ («ГУЛЯКА_ПРАЗДНЫЙ@99») и Сергея ГОЛУБКОВА («Огнепоклонник Ипполит Козецкий»).
Есть юбилейное посвящение Ирины САМОРУКОВОЙ – Сергею Лейбграду («Живой»).
Есть фрагмент будущей книги Михаила ПЕРЕПЕЛКИНА «Ходившие по мукам» («Сердца четырех»).
Есть напоминание Сергея ГОЛУБКОВА о юбилее публикации Лидии Тыняновой (сестры Юрия Тынянова и жены Вениамина Каверина) «Неукротимый Гарин» в новосибирском журнале «Сибирские огни».
Есть новая колонка Германа ДЬЯКОНОВА под рубрикой «Habent sua fata libelli» – «Читайте от сих пор до конца!»
Есть «юбилейные рефлексии» Анны СИНИЦКОЙ по поводу юбилея 21-й самарской библиотеки – «Перекресток утопий».
Объем первого номера позволил несколько расширить традиционную рубрику «Читаем вместе». Она стала полосой, а в компании с «Книжной полкой» – и вовсе заняла целый разворот. Кроме рецензии Константина ПОЗДНЯКОВА «Война, бессмысленная и беспощадная» на новую книгу Леонида Юзефовича в номере – книжные новинки наших постоянных авторов Армена АРУТЮНОВА («Мозаики модернизма») и Вячеслава СМИРНОВА («Напокишу»), новые книги, выпущенные в издательствах «Бахрах-М» («Арт-терапия в практике психологического консультирования» Ольги Кияшевой) и «Издательские решения» («Прогрессор» тольяттинского политтехнолога Игоря Милорадова).
***
В «Культурологических штудиях» в этот раз «бал правят» Леонид НЕМЦЕВ («Типичный Эдип») и Олег ГОРЯИНОВ («Беккет и инопланетяне»).
ГОРЯИНОВУ же принадлежит единственная в номере кинорецензия – «Не смотрите наверх». Другая тема «Кинематографической набережной» – заметки ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА «Свежей», представлявшего Самарскую область на съезде Союза кинематографистов. Заметки называются «Съезд обреченных». Под впечатлением выступления Сергея Снежкина, председателя Санкт-Петербургского отделения союза.
***
Если «первая тетрадь» газеты посвящена культуре художественной, то «вторая» «отвечает» за смыслы, рожденные в процессе развития этой культуры. Хочу надеяться, что в этот раз вы прочитаете составляющие «тетрадь» тексты как и я – затаив дыхание.
Культуролог, киновед и историк культуры Валерий БОНДАРЕНКО всё глубже погружается в социальные проблемы наших дней – «Ресурсные люди». Как и филолог Сергей ГОЛУБКОВ, новый текст которого называется «Тирания мелочей и темпы современной жизни».
Психолог и путешественник Вадим РЯБИКОВ на некоторое время отвлекся от исследования «Культура и Поток» и предоставил рукопись нового «простого» текста – «Урбо-иерофания» (в двух подачах, с продолжением).
Градозащитник Армен АРУТЮНОВ начал скрупулезное исследование нюансов, из которых состоит строительство метрополитена, в чем редакция Армена единодушно поддержала – «Метрополитен остановится около оперы».
Философ Юрий РАЗИНОВ озадачился проблемами взаимоотношений между трудом и отдыхом – «Когда в делах – я от веселья прячусь…»
«Декан» «Факультета ненужных вещей» Михаил ПЕРЕПЕЛКИН, не покладая рук, продолжает заниматься «воспитанием чувств» – и на практике, и как страстный публицист. В этот раз его героиня, оставив утонувший в речке мячик своей поэтической праматери Агнии Барто, теперь громко заливается крокодиловыми слезами в студенческой аудитории 2020-х – «Наша Таня».
Историк и глубокий знаток волжского фольклора Зоя КОБОЗЕВА свою новую «сказочку» назвала «Маятник весов».
Языковед Татьяна РОМАНОВА даже в словах нашла «двойное дно», а наш научный обозреватель – ставший профессиональным колумнистом специалист по информатике Герман ДЬЯКОНОВ – предположил «Какой будет Россия завтра, или Теория общества»; открыл нам глаза на то, что «Сотканы мы все из нейронов. Ну, или хотим быть…», и едко поиронизировал над «Самым читающим в мире народом».
И еще. Как мы войти в новый год без Наталии Анатольевны ЭСКИНОЙ. Предлагаем текст из неопубликованного – «Эффект бессребренничества».
***
«Память Культуры». События, ушедшие в Вечность буквально вчера. Ушедшие вместе с теми, кто был их творцами – Александр Абрамович Болтянский, Олег Григорьевич Яковлев, Анвар Кашафович Бульхин, Юрий Петрович Сахаров…
События и люди, от которых нас отделяет время более продолжительное: Михаил Петрашевский («Скрижали Петрашевского, или Забытый юбилей» Геннадия КАРПЕНКО), Владимир Капель («Белый генерал, который мог стать красным маршалом» Аркадия СОЛАРЕВА), Владимир Высоцкий («Вперед и вверх, а там…» Михаила ТРИФОНОВА), Демьян Бедный и Дмитрий Фурманов (герои энциклопедии Александра ЗАВАЛЬНОГО «Самара в их жизни»).
***
Что делать, когда очередной номер «Свежей газеты» прочитан? Для более полного ответа на этот вопрос мы вернули в газету рубрику «Конкурсы – принимаю вызов!»
***
И о главных событиях предстоящих две недели: гастроли Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского в Самарской филармонии, Фестиваль духовой музыки памяти Валерия Халилова в Доме офицеров Самарского гарнизона, Неделя современного кино в галерее «Виктория», выставка «Самарский модерн», посвященная Константину Павловичу Головкину, в Самарском художественном музее. И еще 48 события на страничке «Самарские премьеры».
И читайте «Свежую»: «Всегда много путей достичь цель есть».
***
С номером газеты можно вновь познакомиться в Самарской государственной филармонии, Академическом театре оперы и балета, Академическом театре драмы имени М. Горького, СамАрте, Самарском театре кукол, театре кукол «Лукоморье», театрах «Камерная сцена» и «Самарская площадь», Волжском народном хоре, Доме актера имени М. Г. Лазарева, Агентстве социокультурных технологий, Доме журналиста, Доме кино, Доме архитектора, Самарском художественном музее, Музее Алабина, Музее Модерна, Литературном музее, галереях «Виктория», «Арт-сезон» и Nostalie, Музее Эльдара Рязанова, музее «Самара Космическая», Выставочном зале Союза художников, Детской картинной галерее, художественном салоне «Арт-Портал», Грушинском клубе, Пушкинском народном доме, Областной универсальной научной библиотеке, Центральной городской библиотеке имени Н. К. Крупской, Областной библиотеке для молодежи, Областной детской библиотеке, Областной библиотеке для слепых, Областном архиве, Центр социализации молодежи, Доме Дружбы народов, Дворце детского и юношеского творчества, Государственном институте культуры, Самарском университете, Академии Наяновой, Самарском музыкальном училище, Детской музыкальной школе № 3 имени М. И. Глинки, Самарском колледже культуры, Мэрии города Тольятти, Дворце культуры и Центральной городской библиотеке имени А. С. Пушкина г. о. Новокуйбышевск.