Норвежские СМИ глазами самарского журналиста

В конце мая по приглашению Союза журналистов Норвегии в Осло побывала делегация из России в состав которой вошла Екатерина Индикова, корреспондент ГТРК «Самара».

Как любого профессионального журналиста её, в первую очередь, заинтересовало медиапространсво далекого европейского государства, а масса полученных впечатлений не могли не вылиться в журналистский текст. Представляем репортаж с места событий.

 



Норвегия — страна крепкого кофе и качественной журналистики

Легендарное кафе «No press!». Специально для журналистов. Рядом с дымящейся чашкой кофе, да, в Норвегии действительно, варят любимый медиа-напиток так, что хочешь-не хочешь, проснёшься, свежий выпуск «Вёрдэнс Гэнг», в переводе проскальзывает претензия на титул «впереди планеты всей». В этом, к слову, самом популярном в стране издании, работает упрямая и целеустремлённая Феличия Алфсинк — глава молодёжного союза журналистов Норвегии и неофициальный руководитель нашей стажировки.

Россию в этом году представляли Москва, Самара и Краснодар. В плане организации — полная свобода. Никаких лекций и семинаров. Феличия и двое её друзей — корреспондент студенческого радио и ученица, так называемой, «school of journalism», всем по двадцать два года, оказались вовлечены фактически в круглосуточный коммуникационный процесс с нашей троицей из России.

О журналистке, музыке, искусстве и свободе слова разговаривали на международном английском. Кстати, любое появление в норвежском теле-сюжете прохожего/эксперта/политика сопровождается субтитрами. Не могут норвежцы договориться меж собой — каждый регион использует диалект и зачастую, встретившись, соседям из разных областей сложно понять друг друга.
Телевидение, в силу обстоятельств, особенно интересовало самарского представителя, так что, вторую чашку кофе выпьем в коридорах «НРКо», крупнейшей норвежской вещательной корпорации. Здесь по сути сосредоточена вся медиа-жизнь страны. Десятки павильонов, радио, интернет-ресурс. Приятно удивило, что оборудование, (удалось подробно распросить режиссёра информационных программ и даже пересчитать и » потрогать» камеры) не вызвало чувства зависти, и стереотип «всё заграничное лучше» не подтвердился. Тем не менее, попасть на «НРКо» мечтает каждый юный норвежский журналист, но не так то это просто. Ребята поделились проблемой: если молодой человек четыре года работает стрингером, компания обязана взять его в штат. В этом случае роль лоббиста играет Союз журналистов Норвегии. Только вот, медиа-гиганты, к сожалению, часто находят отговорки, к примеру, не достаточно талантлив или трудоспособен.

Лицо телевизионной Норвегии — зрелый профессионал от сорока пяти лет. Кстати, лучшее место для ленча и ещё одной чашечки кофе, как раз таки, здание Союза журналистов Норвегии. В союзе состоит 90% местного профессионального сообщества. Здесь мы познакомились с амбудсменом. Обратиться к нему и к другим юристам за правовой помощью может каждый журналист. Пожалуй, Союз — единственная структура, которую волнует будущее телевидения, радио и прессы.

Молодёжное крыло — предмет особенной заботы и опеки. Этот гостеприимный дом мы покинули с кодексом чести журналистов Норвегии. Конечно, любой корреспондент несёт ответственность за свои слова перед законом, но негласный свод правил для них куда важнее. Его не променяют ни на место в «НРКо», ни на статус вип-клиента знаменитого кафе «No press», даже от священной чашки утреннего кофе откажутся. Норвежцы чрезвычайно упрямы.