Прогулка по ту сторону эфира

По неофициальной статистике Школы Молодого Журналиста каждый второй из наших учащихся признается, что мечтает работать на телевидении. Остальные не признаются, что мечтают. Это шутка. И все же перспектива улыбаться с экрана заманчива. Телевидение – самый быстрый путь к известности. Показали – и завтра тебя узнают на улице. Это щекочет самолюбие, волнует и будоражит. Знакомство с телерадиокомпанией «Губерния» развеяло некоторые мифы, но это и к лучшему.

Тимофей Королёв:

Долгожданное событие — мы идем в ТРК «Губерния». Предупрежденные, что на телевидении все строго по расписанию, прибыли точно к назначенному сроку. На входе нас уже встречала Татьяна Ивановна Прокопавичене – главный редактор телерадиокомпании. Нас пропустили через «вахту», быстро пересчитали «по головам», вписали «оптом» в журнал посещений, и с этой минуты мы уже не расставались с ощущением: «Телевидение – это режим».

У нас полчаса до эфира, — предупредила Татьяна Ивановна. — Поторопимся в съёмочный павильон, пока он свободен.

Проверяем дикцию
Проверяем дикцию

Подгоняемые нашим гидом и любопытством, мы зашагали по длинному коридору на второй этаж.
Студийный комплекс оказался небольшой комнатой, поделенной на два мини-павильона. Современные технологии позволяют обходиться компактным помещением. Здесь записываются или транслируются в прямом эфире информационные и аналитические программы. Именно отсюда каждый час идут «Новости губернии». Нам дали возможность примерить на себя роль ведущего новостного блока. Желающие по очереди садились в кресло и зачитывали прогноз погоды на день. Оказалось, у всех плохая дикция: кто заикается, кто шепелявит, кто «проглатывает» окончания… Так что ведущими на канале «Губерния» вы нас в ближайшее время не увидите.
После нескольких минут, проведённых в «новостной», мы поднялись на третий этаж в студию радиостанции «Губерния». Обратили внимание на обилие пультов, микрофонов и особенные, похожие на соты, обтянутые звукоизолирующим материалом, стены павильона. И двери в студию – двойные. Никакие посторонние шумы не должны проникать сюда во время вещания. В этот момент по всей области играла песня «Cool kids» Echosmith.
Шагая по коридорам ТРК, мы заглядывали в каждую открытую дверь. Татьяна Ивановна коротко поясняла: здесь за пультами работают звукорежиссеры, там операторы, а вот здесь происходит монтаж отснятых материалов… Внимание привлекла комната, сплошь увешанная и уставленная телеэкранами. Вот откуда ведутся трансляции на всю область… Раньше не приходилось задумываться, какой это сложный механизм – радио и телевидение.

Здесь делают губернское радио
Здесь делают губернское радио

Яна Коновалова:

Повсюду комнаты, каждая кишит людьми, снующими туда-сюда. Воздух накален и гудит от переливающихся тембров и стука клавиш компьютеров. Но среди этого шумного мира новостей есть и комнаты-коробки. Обитые пористым материалом, с приглушенным светом и полной звукоизоляцией, эти коробки за стеклянными дверьми кажутся другим измерением. Где только ты и блестящий серебряный микрофон, притягивающий взгляд. Здесь так тихо по сравнению с остальными отделами редакции, что начинает казаться, что ты в ловушке. В упаковке с прозрачной пленкой, сквозь которую тебя разглядывают другие люди. Захватывает дух. Ты ощущаешь себя другим, чем-то большим, чем то, что осталось в суете за дверью. И тогда приходит спокойствие. Дыхание выравнивается, слова, что некогда казались пустыми звуками, приобретают вес и смысл. Тебе хочется говорить, говорить, чтобы эта пустота заполнилась. И твой единственный собеседник – микрофон, вселяющий веру, помигивает отраженным светом. Когда ты заканчиваешь говорить, наступает эйфория. Тревоги, страхи – все ушло, уступив место просветлению и радости. Ты выходишь с ощущением, что в душе распустились цветы…

Владислав Коршиков:

После ознакомительной прогулки по ТРК мы пёстрой толпой ввалились в кабинет главного редактора и расселись вокруг большого овального стола. Наверно, здесь обычно проходят совещания и «летучки», на которых принимаются стратегические решения, каким быть губернскому телевидению. Но нас интересовали личные перспективы. Каждый хотел узнать подробности о специфике работы на ТВ. Не углубляясь ни в одну тему, мы порасспросили обо всем понемногу.

Узнали, что телевидение делают не только журналисты. Для работы здесь требуются различные специалисты «смежных» профессий. Кто-то должен обслуживать оборудование, кто-то занимается обработкой и монтажом отснятого видеоматериала, кто-то отвечает за звук… А кто-то – за то, чтобы вся эта машина работала четко и слаженно, и сюжет, снятый репортером и оператором, увидели жители области. Отдельная служба занята рекламой и продвижением компании – и это тоже перспективное направление. Мы мысленно примеряли на себя все эти амплуа: может, когда-нибудь здесь найдется место и для нас.

Елизавета Исайчева:

Для меня беседа с главным редактором телерадиоканала Татьяной Ивановной Прокопавичене стала самой интересной частью программы. Например, узнала много любопытного о работе на телевидении.
Первое. Поэтом можешь ты не быть, но дикцию иметь обязан.

О секретах тележурналистики рассказала главный редактор ТРК «Губерния» Т.Прокопавичене
О секретах тележурналистики рассказала главный редактор ТРК «Губерния» Т.Прокопавичене

«Иногда, чтобы стать ведущим новостей, достаточно иметь хорошую дикцию. Вы можете не уметь писать, но имея дикцию, вы имеете все шансы», — говорит Татьяна Ивановна.- «А ещё ценится знание английского и истории».

Второе. Родительское слово — не приговор. Если в семье царит патриархат и родители не разделяют твоего желания стать журналистом, можно послушно отучиться хоть на IT-генетика, а потом стать телеведущим. Потому что на телевидении работают не только люди, получившие специальное журналистское образование, но и «технари», и историки, и лингвисты. Чтобы получить заветное место, достаточно быть активным и безумно трудолюбивым, ведь порой приходится работать и ночью, и рано утром, и забудьте о нормированном графике.

Третье: первое и второе реально при условии, что у тебя есть талант и огромное желание овладеть профессией.

И еще интересная вещь — журналистская солидарность.
Оказывается, любой телеканал может позвонить и попросить запись какого-нибудь события. Может, прозевали или техника подвела. И ТРК «Губерния» поделится. Просто так, безвозмездно, просто потому, что чем больше людей увидит сюжет, тем лучше. Материал пишется не для престижа компании, а для людей.

Виктория Исанькина:

Татьяна Ивановна рассказала и о том, как сама пришла в журналистику еще в студенчестве – ушла на заочное, училась в университете и осваивала ремесло одновременно! Было время — и корректором, и переводчиком работала. Я поняла, что быть журналистом – значит отдавать всего себя работе, и все свое время творить. Отработав один материал, отдав частичку себя, нужно сразу же заполнять себя новыми знаниями, любопытными фактами и феноменальными событиями уже для следующего материала.

Юлия Углова:

На одной двери заметила небольшую табличку размером с ладошку. На ней печатными буквами написано слово «дом». Что за дом, еще не понятно, но обстановка кажется уютной. По стенам развешены дипломы. Висят они вряд, словно картины, и конца им не видно. Сразу становится ясно: здесь работают профессионалы своего дела. Потом Татьяна Ивановна эту мою догадку подтвердила, рассказав о победах журналистов «Губернии» в многочисленных конкурсах.

Оксана Гниломёдова:

Когда я попробовала зачитать текст прогноза погоды, поняла: для ведущего самое важное – правильно поставленная речь и хорошая дикция. Нужно постоянно работать над собой: проговаривать скороговорки, читать тексты вслух. Журналист, умеющий красиво говорить, успешен и в жизни. Его интересно слушать, с ним приятно общаться. Нужно много читать, быть любознательным, интересоваться разными темами — быть грамотным и интеллигентным человеком. Еще для любого журналиста важно не только уметь задавать вопросы, но и выслушать, понять человека. А главное, с уважением отнестись к его точке зрения. Ведь мнений столько, сколько людей.

Полина Боброва:

По поводу хорошей дикции, умения четко выражать свои мысли как на бумаге, так и в устной речи, спору нет. Неожиданным стало замечание, что журналист обязан быть развит не только духовно, но и физически. То есть, о сигаретах и алкоголе стоит забыть. Здоровый образ жизни, по словам Татьяны Ивановны, для журналиста – приятный бонус. Необходимо быть в хорошей физической форме, ведь никогда нельзя точно знать, куда тебя закинет и в каких условиях придется работать. Такая уж специфика профессии.

Дресс-код тоже имеет значение. Главный редактор привела в пример случай, когда журналист заявился на ответственное интервью в неподобающем наряде. И его не пустили. Так неправильно подобранная к интервью одежда может лишить возможности побеседовать с интересным человеком. А упущенный шанс узнать что-то новое – недопустимая оплошность.

Владислав Исаев:

Меня больше всего задело, что работе на телевидении может помешать неподходящий голос. Что же получается? Голос ужасный, и все – жизнь кончена?

Но кое-что и порадовало. На телевидении, да и в журналистике вообще, приветствуется знание иностранных языков. Я как раз люблю английский, а значит, у меня больше шансов, чем у тех, кто не расположен к языкам.

Сложная работа тоже не очень напугала. Я, может, и не трудоголик, но мне кажется, главный редактор преувеличила. Или нарочно всеми этими проблемами стращала, чтобы ушли случайные и остались только те, кто не сдается.

Фото на память
Фото на память