А вы читаете газеты?

В наш век развитых технологий, когда на каждого обрушиваются потоки разной информации, как в ней ориентироваться? Каким источникам отдать предпочтение? Учащиеся школы Молодого Журналиста предложили самарцам ответить всего на 3 вопроса:

1. Ваши источники информации.
2. Доверяете ли вы СМИ?
3. Почему?

В опросе приняли участие полсотни человек разных возрастов: молодёжь (от 15 лет), активного трудоспособного (25-50) и люди старшего поколения (от 50 лет).

Старшеклассники и студенты, как правило, получают информацию «на лету», там, где проще, быстрее и доступнее. Вот почему 95% предпочитают интернет другим источникам информации. На диаграмме представлен результат опроса с учётом, что человек мог назвать несколько источников.

опрос 1

Газеты, как видим, молодёжь не читает. Пользуются интернетом, время от времени заглядывают в телевизор и чаще прислушиваются к друзьям, чем к радио. Книжки и журналы в руки берут по случаю.

С доверием картина такая: подавляющее большинство не доверяют или доверяют иногда: «В наше время сложно доверять СМИ. Могут сильно приврать, обмануть, исказить, всё же в деньги упирается». А те, кто доверяют, объясняют: «Нет причин не доверять, ведь государственным телеканалам нет смысла обманывать народ».

опрос 2
Вот некоторые мнения:

Иван Дерунов, студент 4 курса Международного Института Рынка:

- СМИ обслуживают действующий в стране политический режим. А главное, и нам стараются вбить в головы официальную точку зрения. Телевидение «зомбирует» людей. Где-то читал, что после 20 минут просмотра передачи по телевизору мозг человека начинает впитывать абсолютно любую информацию, отображающуюся на экране. Что уж тут говорить об Интернете — всемирной информационной свалке. Газеты? Такой же манипулятор, причём весьма авторитетный.

Ирина Бережнова, десятиклассница, 16 лет:

- Почему бы им не верить? Мама с бабушкой часто смотрят официальные каналы, Россия 1 и прочие. Не думаю, что такие каналы будут обманывать людей.

Анастасия Сидорова, студентка, 19 лет:

- Для меня СМИ — это единственный источник информации, благодаря которому я могу узнать о том, что творится в мире. Если я не буду верить СМИ, чему верить вообще? Но тут ещё, смотря какие СМИ! Тому, о чём говорится в новостях по телевизору, я могу доверять полностью, а вот, например, социальным сетям доверяю редко, потому что люди пишут всё, что хотят, причём ничего не зная.

Никита Заживихин, студент колледжа, 18 лет:

- Верить источникам информации из интернета можно, но только в том случае, если эти источники уже имеют репутацию: проверены на достоверность и объективность другими людьми.

Кирилл Гурьянов,
ученик 10 класса:

- Я предпочитаю сравнивать разные источники и делать свои выводы: можно ли доверять той информации, которую я услышал.

опрос3

Люди в возрастной категории от 25 до 50 используют практически все возможные источники информации, но предпочитают телевидение и интернет. Вполне ожидаемый результат, ведь новость по телевизору можно прослушать, занимаясь одновременно чем-то другим, так что это очень быстрый способ получения информации. Называли и периодические издания: газеты и журналы. Чтение книг тоже популярно. Почти половина опрошенных определила в качестве источника информации друзей, родственников и экспертов.

опрос 4

По поводу того, доверять СМИ или нет, мнения разделились. Многие выбирают какой-то определённый, «свой» источник. Нашлись и те, кто СМИ не доверяет в принципе и узнаёт всю информацию от знакомых. Либо считают, что доверять ничему уже нельзя. Большинство советуют тщательно проверять информацию, сверяться с другими источниками, анализировать. Был ещё интересный совет: читать переводные издания (то есть, пользоваться зарубежными источниками). Большим доверием пользуется научная литература.

Разошлись в том, кому доверять: государственным источникам или частным. Некоторые предпочитают центральное телевидение, безоговорочно доверяют Первому каналу: («Я государственный служащий. Я не могу не доверять СМИ»). А другие считают, что как раз «официальные» СМИ события освещают тенденциозно. Любопытным показался ответ одной журналистки. Несмотря на то, что сама работает в газете, советует не доверять средствам массовой информации, по крайней мере, большинству: «Для журналистской инициативы в системе СМИ почти не осталось места, так как весь материал заказан либо государством, либо бизнесом».

опрос 5

Совершенно другими оказались результаты при опросе пожилых людей. В качестве источника информации большинство использует газеты, читают журналы, а вот интернетом пользуются очень немногие. Объясняют так: «Все эти компьютеры – тёмный лес для меня». Смотрят, конечно, телевизор, радио слушают, но реже чем читают. Но попадались и те, кто газетам, наоборот, не доверяют.

Алла Анатольевна Манькевич, учитель высшей категории, преподаватель на кафедре истории:

- Газеты не читаю вообще с девяностых годов, так как врут. Не хочу забивать свою голову мусором. Читаю только научные журналы. Их печатает Академия наук, и они для настоящих профи».

А для кого-то самый надежный источник информации — люди: «Коллеги на работе всегда что-то обсуждают, от друзей узнаю».

опрос 6

Тех, кто доверяет, и кто не доверяет, среди наших участников опроса оказалось примерно одинаковое количество. Кто-то уже на протяжении десятилетий привык не верить тому, что пишут и говорят СМИ. Другие же считают, что информация сейчас вся проверена, безоговорочно доверяют государственным каналам: «Ведь если они врут, то кому верить тогда вообще?»

Алла Степановна, Герой Труда, пенсионер:

— Конечно, я не верю слепо всему, что преподносят нам различные средства массовой информации. Но, думаю, преимущественно, они не лгут и не манипулируют нами. В этом-то и проблема современной молодёжи — не умеют верить. Так их послушаешь, и, кажется, в наше время везде и всюду обманывают. А по телевидению, кстати, иногда, пропагандируются умные и правильные вещи: о добре, дружбе и верности, любви к родине. В новостных программах показывают всё — от крушений самолётов и вооружённых конфликтов, до чудовищных уголовных и административных преступлений… От нас ничего не утаивают! Напротив, СМИ в наше время — рупор истины, рука помощи, двигатель социальных изменений. Я доверяю им.

Многие нам советовали проверять информацию: «Позвонить можно. Или… У каждого канала должен быть сайт, где вся достоверная информация. Если что-то показалось подозрительным или противоречие заметил, заходишь туда и читаешь. Если опять непонятно — звонишь представителям канала и уточняешь».

Довелось выслушать и наставления.

Олег Иванович, пенсионер, 73 года:

- Я с горечью замечаю, что всё меньше и меньше газеты пишут о нашем городе, как о славном месте. А ведь Самара – город прекрасных людей. Здесь много памятных мест, о них нужно постоянно писать, рассказывать людям историю. У нас в городе много людей, о которых тоже можно рассказать интересные вещи, об их подвигах, о каких-то добрых делах. А в новостях сейчас совсем другие темы, всё хорошее уходит на задний план. С одной стороны, журналистика совершенствуется, становится современной, новой, а с другой, пристрастность – самый большой порок.

Результаты опроса заставили нас призадуматься. С одной стороны жаль, что многие журналистам не верят. Но радует, что аудитория не только узнаёт новости, но и пытается докопаться до истины: «Нужно уметь фильтровать и сопоставлять, ведь без сопоставления и анализа информации что-то достоверное не узнаешь».

Опрос провели учащиеся Школы Молодого Журналиста: Анастасия Александрова, Ирина Андреева, Евгений Воронцов, Юлия Григорьева, Алина Жалнина, Анна Загороднова, Юрий Косарев, Дарья Лаврентьева, Дмитрий Лощинин, Мария Полькина, Анастасия Салдаева, Кирилл Старков, Марат Хайруллин, Екатерина Чернюк, Екатерина Шаброва.

Обзор подготовили Мария Полькина и Анастасия Александрова.

«Одна бабушка сказала…»

И «вдогонку» еще несколько любопытных рассуждений от участников опроса. Любопытных тем, что больше характеризуют не столько современные СМИ, сколько современников. И в первую очередь — наших сверстников.

Кирилл, 16 лет, любитель истории и компьютерных игр:

- Информацию черпаю в книгах, а о событиях отец рассказывает, или ещё где-нибудь услышу. Иногда в интернете прочитаю. Мне это не так интересно.

- А телевизор?

- Не смотрю. Информация в СМИ субъективная, потому ей доверять полностью нельзя, там пропаганда, коррупция и прочее. Можно выделить что-то объективное, проанализировать факты…

- Но делать этого ты не будешь.

- Ага.

Даша, 15 лет, поэтесса и юный литературовед:

- Откуда ты узнаёшь новости?

- Ниоткуда и знать не хочу! И не лезь ко мне!

Мария, 16 лет, рукодельница и художница:

- В основном интернет и телевизор, хотя телевизор почти перестала смотреть. Вообще, я подписана на одну страницу в социальной сети, и там новости подаются в шуточной форме и, по сути, сразу понятные очень. Стараюсь быть в курсе того, что происходит, не люблю оставаться в неведении. Доверяю только своим источникам.

— Паблику в интернете?

- Ну нет. Только самым надёжным, государственным. А если что-то замечу подозрительное, ищу в интернете дополнительную информацию и пытаюсь составить свою картину.

Марина,

16 лет, юная актриса и любительница компьютерных игр:
- В интернете иногда натыкаюсь, а так — обсуждения среди друзей и в семье. Доверяю не особо, могут сильно приврать, обмануть, исказить, всё же в деньги упирается.

- А тебя это волнует?

— Если бы я этим интересовалась, то волновало бы, но мне это не очень интересно, поэтому нет.

Маша, 16 лет, популярный фотоблогер:

- Радио, телевизор, интернет, журналы иногда. Доверяю я только «Дождю» и «РБК», так как это независимые, негосударственные источники информации, поэтому там нет пропаганды, коррупции, информация самая что ни на есть объективная и достоверная.

- Почём знаешь?

- Новости на них друг другу не противоречат.

Семён, 16 лет, будущий юрист:

- Интернет, иногда слушаю «РБК». Нужно уметь фильтровать и сопоставлять. Возможно, есть что-то, что скрывают ото всех, и до чего нельзя докопаться анализом. Но мне это пока не нужно, а когда будет нужно, думаю, у меня будет доступ. Да и зачем всё это! Самый надёжный, честный и актуальный источник информации для меня — моя бабушка. Недавно рассказывала, что у её соседки, Серафимы Галиновны, кот умер. Тридцать лет ему было. Вот это действительно важно!

Елена, 37 лет, бухгалтер:

- По вечерам слушаю радио, иногда телевизор смотрю, в интернете читаю. Государственным каналам, конечно, можно верить, но в вопросах политики всё очень спорно. В новостях говорят одно, а в жизни совсем по-другому оказывается. Доверяю только сообщениям о каких-то происшествиях, а новости политики всегда ставлю под сомнение.

Татьяна Евгеньевна,
47 лет, музыкант:

— Я всегда покупаю газету «Комсомольская правда», и иногда смотрю телевизор, «Первый канал» или «Россия-1», в интернете читаю. Доверяю своим источникам, считаю их надёжными, однако о некоторых событиях имеются собственные соображения в голове. Иногда информация кажется сомнительной, и жизнь уже показывает, что правда, а что нет.

Инна Петровна, 54 года, учитель русского языка и литературы:

- Сейчас, конечно, основное средство массовой информации — это компьютер. Я открываю новостную ленту в «Яндексе» и прочитываю там обо всём, что случилось за день. Образованные люди должны быть в курсе всех событий. Каждое утро смотрю «Вести».

И вы безусловно доверяете этой передаче?

Если «Вести» врут, кому же верить в этой стране, мама дорогая! И мама, кстати, тоже, всегда нам в семье говорила: «Все смотрите «Вести», без них нельзя!» Мы — граждане Российской Федерации, и нам дают такую информацию, какая нам нужна. Зачем государству врать? Когда я была студенткой, мы всё искали на магнитолах, крутили, чтобы найти радиостанцию «Голос Америки». И там такое говорили, голова кругом! Но мы с сожалением понимали, что зачастую это было правдой.

Евгений Николаевич, 65 лет, художник:

- В газетах сейчас информацию дают по минимуму. В интернете новостная лента хорошая. Поэтому — телевизор и электронные СМИ. Иногда бабушки на рынках расскажут.

Записала Юлия Григорьева