«Кочки» зрения

На прошедшей неделе учащиеся Школы Молодого Журналиста снова «ходили в народ» — интересовались мнением самых разных людей по проблемам, которые наши старшеклассники считают актуальными.

Шаг — и мат?
Старков Кирилл

Кирилл Старков

Закон о запрете ненормативной лексики в произведениях искусства вступил в силу еще в 2014 году, но по сей день писатели, учёные и другие известные люди спорят, что это: зло или достояние? Разрешить или запретить? Нужна или нет? Вот что по этому поводу думают жители Самары.

Алексей, 34 года, программист:

- Сейчас очень много людей, которые разговаривают и откровенно матерятся через каждое слово. Такое использование ненормативной лексики я не поддерживаю. Мат должен использоваться по назначению, а не как и где попало. Всё хорошо в меру, как говорится.

- По назначению – это как?

- Мат в русском языке не для того, чтобы на нём разговаривали. Мне кажется, он нужен для описания чего-нибудь, бурных эмоций, например.

Александра, 18 лет, ученица старшей школы:

- Я понимаю, что некоторые люди просто не могут жить без мата. Думают, что он помогает красочнее и более полно высказать свои эмоции. Но я считаю, что это не красиво. Мне противно слышать, когда какая-нибудь девочка, да и мальчик тоже, через каждое слово «маты» вставляет. Прямо «фу».

Из десяти опрошенных, четверо (трое из них — мужчины) высказались положительно. По их мнению, бранные слова и выражения делают наш язык особенным, и грамотное их использование ничуть не портит его. Трое не видят в использовании ненормативной лексики никакой проблемы, хотя сами и не злоупотребляют. И только трое отозвались отрицательно, аргументируя тем, что весь мат — это «мусор», который следует искоренить из русского языка.

А вы как выражаете свои эмоции и чувства?

«На златом крыльце сидели…»

Загороднова Аня

Аня Загороднова

Я хожу в школу с уклоном на иностранные языки. У нас английский – это тот предмет, с которым проводишь все 24 часа. Но учатся в школе не только дети, которые хвалятся высоким уровнем своего английского языка, но и те, которые хвастаются своей новой юбкой из последней коллекции Versace. И как-то так получается, что чем богаче твои родители, тем лучше к тебе относятся. Идет разделение на «своих» и «остальных». Или это только кажется? Что скажут подростки с разными социальными статусами?

Елизавета (родители с высоким доходом):

- Я вообще к ним никак не отношусь, мне всё равно есть они или нет, какая мне разница. Конечно, где-то в глубине души я их презираю, но на людях это стараюсь не показывать.

Елизавета — самая модная ученица в классе. Благодаря высокому доходу своих родителей может ни в чём себе не отказывать. В её жизни все двери открываются с помощью денег и связей: «У нас дом во Франции, там, наверное, учиться и буду. Родители учёбу оплатят. А дальше, наверное, в папином бизнесе буду работать, устроит туда, а там посмотрим».

Валерия:

- Ой, всё это разделение, мне всё равно. Я ко всем одинаково отношусь. Для меня главное учеба. Как ко мне относятся, мне фиолетово.

Валерия — отличница и примерная ученица. Всегда приходит в школу с выполненным домашним заданием. Никогда не вступает в ссоры и конфликты. Считает, что всего в жизни нужно добиваться собственными силами и знаниями.

Эвелина:

- Я считаю, люди не должны обращать внимание на социальные статусы. Ведь деньги никогда тебя не сделают умным или человеком, которого все ценят и уважают. Деньги это не главное. Главное это то, что находится внутри тебя: твой внутренний мир, твои качества, твои достоинства, твой ум. Нужно уважать людей не за их деньги, а за их индивидуальность.

Эвелина — человек, который пользуется авторитетом в классе. Её уважают все, несмотря на социальный статус.

Быть или не быть?

Андреева Ирина
Ирина Андреева

«Быть или не быть?» — вопрошал Гамлет в пьесе Вильяма Шекспира. «Быть!» — Решила наш классный руководитель. Быть спектаклю «Гамлет» в нашей школе. «Великолепная идея», — поддержали директор и завучи.
Но никто не спросил учеников, кто же из них будет играть? Так как эта пьеса очень глубокая и трудная, играть должны старшеклассники. 11 класс готовится к экзаменам, а вот 9 и 10, по мнению педагогов, идеально подходит. Что же на это сказали ученики? Они были явно недовольны. Увидев бунт моих одноклассников, я решила спросить, что они имеют против театральной постановки.

- Света, ты была недовольна больше всех, когда тебя назначили на роль Офелии. Что же тебя возмущает?

- Что? Ты серьезно? Это же просто ужас! Какой может быть театр, когда на носу экзамены. Я готовлюсь к ЕГЭ каждый день, хожу на разные курсы, а по средам и субботам слушаю аудио уроки. А тут этот театр! Тем более главная роль! Ты видела этот текст? Там страницы 3 учить.

Выслушав других моих одноклассников, я поняла, что в основном они разделяют позицию Светы. Что скажет на это наш завуч?

- Елена Евгеньевна, что вы думаете о постановке, которая должна состояться в нашей школе?

- Театр определенно нужен! Сейчас дети увлечены только одним интернетом.
А театр развивает их память, воображение. Это возможность раскрыть их таланты и способности.

- Но ведь ребята против?

- Это они сейчас так бурно реагируют, но сыграв эти роли, они испытают чувства героев на себе. И возможно, им это очень даже понравится. Что касается учебы, они преувеличивают. Говорят, что ходят к репетиторам, а сами — то гуляют, то часами сидят за компьютером. И если они потратят 30 минут после уроков на репетицию, то ничего страшного не случится.

Вот теперь думаю, сбудется ли моя мечта сыграть в «Гамлете»… Я бы согласилась даже на Гертруду. Может быть, кто-то из моих друзей откроет в себе призвание к актерскому мастерству. К тому же совместная творческая работа вне уроков поможет сплотить и объединить одноклассников. И на духовное развитие нужно находить время. Но не из-под палки же…

О мечтах и о «бюджете»

Лаврентьева Даша

Дарья Лаврентьева

Для тысяч самарских старшеклассников пришло время серьёзно задуматься о своём будущем: определиться, какие предметы сдавать на ЕГЭ, и с профессией или хотя бы с ВУЗом. Увы, не ошибаются в этом выборе лишь немногие. Поразительный факт: по данным Росстата, более 46 % жителей России работают не по специальности.

Я поинтересовалась у своих друзей и знакомых, на что ориентируются они в выборе ВУЗа. О, сколько восторженных «МГИМО», «РУДН», «СПбГУ» я услышала! Оказалось, многие талантливые ребята мечтают учиться в престижных университетах Москвы и Санкт-Петербурга. Но поговорили с родителями и учителями, оценили свои возможности поступить в «заветный» ВУЗ и… Опустили руки. Пройти «на бюджет» не по силам, а учиться «на платном» слишком дорого. Можно, не утруждая себя подготовкой к олимпиадам и многочасовыми занятиями с репетиторами, поступить в другое учебное заведение. Но разве это не значит похоронить мечту? И принесёт ли пользу обучение там, куда проще поступить и где легче учиться?

С Алёной мы встретились в коридоре школы, перед уроком физики.

- Не люблю я физику, если честно. Не люблю и не знаю. Ещё в прошлом году собиралась поступать в Самарскую государственную академию культуры и искусств, готовилась к творческому испытанию.

– Почему изменила своё решение?

– В этом году поступали мои друзья. Говорят, конкуренция там чудовищная, на бюджетное отделение вообще надеяться нечего. Посовещались с семьёй: платное обучение мы позволить себе не можем, так что пришлось в 11 классе менять профиль.

– А как же мечта?

– Осталась. Но теперь я усердно учу физику, готовлюсь к экзаменам. Поступать думаю в Политех, на нефтетехнологический факультет. Может, выберу теплоэнергетический или какой-нибудь ещё – не решила. Знаю только: даже со средним баллом по ЕГЭ я легко пройду на бюджетное отделение.

Ирина Снеговская – студентка 1 курса факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Увлекательные лекции, знаменитые преподаватели, яркая студенческая жизнь – вот, что приобрела Ира, поступив на бюджетное отделение ВУЗа своей мечты. Как скромной девушке из Ростова удалось покорить город белых ночей?

- Я давно знала, кем хочу быть, и куда меня ведет дорога после школы: журфак, Петербург. И вот 2015 – год перманентной подготовки к экзаменам и постоянного напряжения. В рейтинговых списках я оказываюсь на одно место ниже порога. Не хватает одного балла, чтобы осуществить мечту.

Я потеряла счет фразам: поступай в своем городе; останешься без образования; все твои одноклассники поступили, а ты – нет; сложный у тебя характер, трудно тебе будет по жизни… Но я решила, что добьюсь цели, чего бы мне это ни стоило.

Этот год без учебы был трудным, очень трудным: я практически сбежала из родного города, где даже улицы давили и каждый перекресток говорил: «Уезжай в Петербург». Работала без перерывов и выходных, чтобы накопить как можно больше денег для учебы в следующем году. Где я только ни работала: в компании такси, флористом, менеджером, кассиром в «Бургер Кинге». Я попала в тот ад, имя которому – «взрослая жизнь».

Но, знаешь, во всем есть «плюсы». Если бы не это «бегство», я бы не осознала, что путь, который выбрала, действительно правильный. Я бы не встретила настоящего друга. И – главное – не встретила бы любовь.
В июле пришло время вновь показывать свои силы в университете: полтора месяца усердной работы и постоянного заучивания билетов дали свои плоды, теперь я студентка СПбГУ! Напротив очередной цели ставлю «DONE». Впереди новый жизненный этап и новые цели!

Ира дала мне совет: «Если уверена в своем выборе, не отступай, не бойся падать и терпеть поражения. И все получится!»

Свой аттестат о среднем образовании я, не раздумывая, отнесу в приёмную комиссию ВУЗа своей мечты. А Вы?