Пишем репортаж

Репортаж называют королём информационных жанров. Освоить его – это и значит стать профессионалом. Нашим школьникам до короны ещё далеко, но они стараются. Присматриваются, принюхиваются, пробуют на вкус, отмечают говорящие детали. И выносят на суд свои первые работы в таком интересном, но сложном жанре.

Волонтёр

Анастасия КузнецоваАнастасия Кузнецова

Как тебе повезло…

Мы с Катей выбрали четвёртый ряд. В огромном актовом зале полно людей. Все с нетерпением смотрят на сцену в ожидании начала. Уже пятый тренинг – «Компетенция». Сегодня мы наконец-то узнаем свои функции! Оглядываясь, я понимаю: здесь собрались самые разные, но при этом связанные единой целью, люди. Я рассматриваю информационную книжку, полученную на входе: более 15 000 волонтёров примут участие в ЧМ по футболу FIFA2018. Осознание того, что ты являешься частью самого глобального события этого года, будоражит до кончиков пальцев.

Кто за?

2 декабря 2010 года: Россия выигрывает право на проведение ЧМ по футболу FIFA2018.
29 сентября 2012 года: жители Самары узнают, что их город будет принимать матчи.
Всё начинается. Появляются проекты стадионов. Создаются организационные комитеты. Правительство выделяет деньги и ищет работников. Предстоит огромная работа. Но жители города уверены: Самара примет Чемпионат наилучшим образом.

2016 год. Весь 9В класс сидит на физике. Полина Григорьевна, наш учитель, рассказывает про электромагнитные волны. Я незаметно рисую платье, попутно общаясь на клочке бумаги с подругой Катей. В кабинет заходит завуч Анна Ивановна. Весь класс встает, и я подхватываюсь вслед за всеми. То, что говорит гостья, заставляет забыть о рисунках: «Вы знаете, что в 2018 в Самаре пройдет ЧМ по футболу, и даже можете поучаствовать в нём. 9В – самый активный класс школы, поэтому именно вам я предлагаю попробовать себя в роли волонтёров. Поднимите руки те, кому это интересно». Я поворачиваю голову и смотрю на Катю. Её глаза, как и мои, блестят от восторга. Мы поднимаем руки, и к нам подключается еще 6 одноклассников. Получив необходимую информацию от завуча, будущие волонтёры с улыбкой до ушей убегают на перемену.

Мы — волонтёры

Проходит 2 часа. Пламенная речь тимлидера на сцене подходит к концу. Я начинаю собирать сумку, краем уха слушая человека с микрофоном. Мы поделены на группы, и я жду свою. «Работа со зрителями 4», — раздаётся на весь зал. Мы с подругой торопливо встаём. В узком коридоре образовалась толпа, которая медленно двигается к выходу из зала. Моя фантазия включает в голове звуки ламбады, и я вижу перед собой стройную линию танцоров, очень плохо попадающих в такт. Стараясь не смеяться, я подключаюсь к толпе, незаметно пританцовывая.

Второй этаж. Третий. Четвёртый. Пятый. Мы подходим к 512 кабинету, двери которого оказались очень узкими, что замедлило продвижение людей в помещение. Наконец протиснувшись, обнаруживаем, что нам с Катей и ещё кое-кому не хватило места. Но через пару минут в дверной проём вносят дополнительную парту и стулья. Расставив всё по местам, мы садимся. Получилось 5 команд примерно по 10-12 человек.

Тимлидер, уже давно мне знакомый, включает презентацию. Первое, что мы слышим, это самые заветные слова: «Вы больше не кандидаты в волонтёров. Вы и есть волонтёры!» Класс наполняется громкими аплодисментами и криками счастливых людей. Приятный момент триумфа. И его чувствует каждый.

Игры

Игровая, но очень важная психологическая работа захватывает наc. Мы, напрягая мозги, начинаем составлять общий список важных для волонтёра характеристик. Я, как и всегда, что-то рисую. Но это не мешает мне активно включаться в работу.

«Каким должен быть волонтер?» – нам задают главный вопрос.
«Ответственным! Пунктуальным! Стрессоустойчивым! Коммуникабельным! Должен уметь работать в команде!» – несётся со всех сторон.

Закончив список, мы слушаем лекцию.
«Волонтёры знают алгоритм своих действий. Но есть внештатные ситуации, к которым мы тоже должны быть готовы», — тимлидер плавно подводит нас к следующему заданию.
Получив по большому листу, мы делим его на две части. В первой пишем риски, которые могут нас ожидать во время ЧМ. А во второй прописываем последовательный план действий. Нашей команде достаются две темы: «Человек падает в обморок» и «Обнаружение подозрительного предмета в общественном месте». Я взяла на себя ответственность писать и собирать все соображения команды в одну единую структуру. Закончив работу, каждая группа по очереди представляет свои «инструкции».

Под конец нас ожидает еще одна интересная игра. С помощью скотча тимлидер размечает большой квадрат на полу. Внутрь заходят несколько человек — «роботов» и встают лицом к сторонам квадрата, а снаружи остаются парень и девушка. Тимлидер задаёт направления движений для всех «роботов». Но, по правилам, в игре остаются только те, кто не зайдет за границу квадрата. Помочь избежать такой участи «роботам» помогают те двое, что снаружи. Это — направляющие, они могут руками менять траекторию игроков.

Я нахожу самое лучшее место и становлюсь зрителем действия. Игра начинается. «Поворот направо и идём маленькими шажками», — командует тимлидер. Люди, стоявшие на углах квадрата, оказываются в плохом положении. К счастью, их вовремя спасают направляющие. Но игра продолжается, траектории «роботов» становятся хаотичнее, и не всех удаётся вовремя повернуть. Вскоре квадрат заметно пустеет, а от 15 «роботов» остаётся 7. Вдруг среди игроков я замечаю «старушку» Галину, которой очень везёт оставаться в зоне игры. Я начинаю за ней наблюдать и понимаю, что самая опытная участница нашего коллектива хитрит: немного отходит от правил игры и частенько сама выбирает путь. Остаётся 4 человека. Галина, как ни странно, в их числе. Движение продолжается: «Поворот на 90 градусов направо!» Галина близка к запретной линии, а направляющие не замечают опасности. Но «старушка» так просто не сдаётся. У самого края Галина спокойно поворачивается, и, делая вид, что ничего не произошло, активно продолжает идти по стороне квадрата. Вскоре игра заканчивается. Думаю, говорить, кто победил, нет необходимости…

2016. Зима

— Мам, уже всем моим знакомым сообщили, что они приняты кандидатами в волонтёры. Думаю, мне уже не позвонят. Да я уже и не сильно хочу участвовать.
— Уверена, тебе позвонят, дай им время. И ни в коем случае не отказывайся!

Никто не хотел уступать
Анастасия ФедосееваАнастасия Федосеева

Я нахожусь в своём классе с другими девочками и классной руководительницей. Дверь закрыта, но мы знаем, что за ней собрались наши мальчишки и подслушивают, поэтому все стараются говорить тихо и без криков. Мы собрались здесь, чтобы обсудить подарки одноклассникам на 23 февраля, однако мнения разделились, и обстановка в классе стоит напряжённая. Маша, голубоглазая блондинка, устало облокотилась на стол и закатила глаза, стараясь показать старосте класса, что её идея скучна и никому не нравится. Однако та делает вид, что не замечает поведения Маши, и продолжает отстаивать свой вариант:
- Я считаю, конфеты — самая лучшая идея из всех прозвучавших, мальчикам понравится, все любят сладости. Мы можем поехать на базу, накупить разных шоколадок и оригинально их оформить.

По классу разносятся восторженные возгласы, но я знаю, что девочки соглашаются с Дианой только из-за того, что они её подруги и боятся не угодить старосте. Они понимают, что дарить десятый год одно и то же не интересно. Но не только в Диане дело. Одна компания не хочет соглашаться с идеей другой компании, нам легче враждовать, чем уступить.

— Чем же хороши ваши идеи?
— спрашивает староста у девочек, которые не соглашаются с её вариантом.

Нас трое, мы стоим у парты. Вышеупомянутая блондинка Маша, рыжая Лиля и брюнетка — я. Маленькая банда, готовая сражаться за свою идею. Все слова Дианы выводят нас из себя, поэтому наша компания предложила подарить мальчикам кружки с их изображениями. Не потому, что кружки – это оригинально. Из вредности.

На мгновение наступает тишина. Между девочками нарастает напряжение: никто не хочет уступать.

— А мне нравится эта идея
, — говорит Юля. — Я за кружки.

Юля — девочка из свиты Дианы, поэтому от её слов в шоке обе группировки.
Я смотрю на старосту. По лицу и не скажешь, что поведение Юли её задевает и злит, но мелочь выдает её чувства: пальцы начинают быстро теребить края одежды. Она всегда так делает, когда волнуется.

Лиля почувствовала уверенность из-за прихода Юли на нашу сторону. Она выпрямляет плечи, скрещивает руки на груди и смотрит на Диану:
- Вы уже всех достали со своими конфетами.
— Они вкусные и недорогие, что в них не так?

Мы с Лилей дружно вздыхаем. Нет смысла спорить со стеной. Гордость староста не отключит, ничего хорошего не предложит и не согласится прекратить вражду.
- Войны в своём классе я не потерплю, — говорит классная руководительница, обращаясь к Диане. — Всё надо решать мирно и слушать мнение людей. Своей гордостью ты ничего не добьёшься. Все будут дарить кружки.

Так и разрешилась наша проблема. Диана, сморщив лицо, покидает кабинет, за ней выходит её свита.

На 8 Марта мальчики подарили нам шоколадки.

Весёлый семинар

Катя ТишинаЕкатерина Тишина

Обычно во Дворце детского и юношеского творчества царит радостная атмосфера. Громко играет музыка, дети выступают, гости им аплодируют, а жюри в конце вручает дипломы. Но в этот раз всё по-другому.

Не зря здание СДДЮТ назвали дворцом. Картины, созданные маленькими художниками, украшают его крепкие каменные стены. На высоком потолке висит огромная стеклянная люстра. От неё невозможно оторвать глаз: солнечные лучи из окон красиво переливаются и играют на ней. Но самое главное – величественная мраморная лестница серо-зелёного цвета. Идёшь по ней – и ощущаешь себя важной особой, которую пригласили на приём.

Поднимаюсь на второй этаж, где после регистрации беру небольшой буклет. На нём крупно чёрными буквами написано: «Программа областного семинара юных журналистов Самарской области». Звучит солидно, и я чувствую, что начинаю собой гордиться. На семинар пригласили, значит, серьёзного человека во мне увидели. Поэтому, выпрямив спину и немного приподняв голову, я открываю тяжёлую дверь с золотой ручкой. За ней – актовый зал.

Какой же он огромный! Я долго иду по узенькому проходу между многочисленными стульями и всё еще не могу дойти до конца. Оглядываюсь по сторонам и сажусь на своё место, рядом с коллегами из школьной редакции.

На сцену поднимается солидный мужчина зрелых лет. Это Олег Вальдемарович Дрожджа, его я узнала сразу. Мы встречались летом, на фестивале «Журналюгин», где он говорил с юными журналистами о современных телевизионных СМИ. Еще тогда я удивилась, как интересно он может рассказывать о сложных вещах и находить общий язык с молодыми людьми. Поэтому если другие мастер-классы я конспектировала в блокноте, то этот, на тему интервью, решила записать на диктофон.

В программе написано, что мастер-класс продлится час, но Олег Вальдемарович уложился в 45 минут. Опаздывает на какую-то встречу. Не смотря на это, мы успели поговорить о видах интервью, вариантах подготовки к нему и даже о биографии Юрия Дудя и Владимира Познера. А в завершение еще и выполнили практическое задание, которое помогло участникам понять, какие ошибки они допускают, когда задают вопросы.

15 минут перерыва пролетели очень быстро, я даже не успела толком поговорить со знакомыми из других редакций. Последний раз мы виделись в августе, и за прошедшее время столько хочется рассказать друг другу! Но Андрей Николаевич Косарев уже зовёт нас на следующий мастер-класс, поэтому мне нужно быстрее занять своё место.

Андрей Николаевич – организатор этого семинара. Он опытный журналист с историческим образованием. И хоть его взгляды на некоторые вещи старомодны, ребятам нравится с ним общаться. Человек он уважаемый, мудрый, почему бы и не спросить у него пару советов? Вот и сегодня он приготовил для нас кое-что интересное. Не просто мастер-класс или лекцию, а деловую игру.

Тема игры – подготовка публичного выступления. Я с моими коллегами из редакции работаю в группе. Нужно за 10 минут расставить приоритеты в плане подготовки выступления. Нас всего 5 человек, но спор развернулся серьёзный. Каждый отстаивает свою точку зрения и пытается доказать, почему он прав. Я тоже включаюсь в дискуссию, предлагаю свой вариант. В чём-то со мной соглашаются, а где-то вносим правки. И в итоге приходим к варианту, который устраивает всех.

Ребята из других редакций часто оглядываются на нашу группу. То ли мы так громко разговариваем, то ли они хотят подглядеть наши решения. Одна девочка из телестудии «Ракурс» даже пересела поближе к нам и без стеснения спросила: «А можно у вас подсмотреть немного?». Но ответом были неодобрительные взгляды моих коллег, которые молча отвернули от неё бумажку.
Наступает конец игры, и наша команда выходит из неё победителем. Ведь наши решения практически совпали с теми, которые предлагали эксперты. Мы радостно кричим «ура!», а сидящие рядом гости завистливо смотрят на нас. И только та девочка, которая к нам подходила, опускает глаза и смотрит в пол. Наверное, расстроилась, что не получилось списать.

Под конец семинара мы немного устали. Последний мастер-класс о том, как писать новость, я практически не слушаю, многое пропускаю мимо ушей. Но не потому, что мне неинтересно, просто всё то, что говорит нам Наталья Аркадьевна Захарченко, заведующая кафедрой журналистики в Госуниверситете, я уже слышала в Школе Молодого Журналиста. Даже на листочках, которые нам раздали во время мастер-класса, узнаю знакомую схему перевёрнутой пирамиды. Поэтому мои коллеги, впервые услышав об этой схеме, расспрашивают меня, а я шепотом пытаюсь объяснить, что к чему.

Тем временем мастер-класс подходит к концу, и нашей редакции снова дают практическое задание – написать новость по мотивам песни «Мы делили апельсин…». Вспомнились похожие задания в Школе Молодого Журналиста. Мы придумывали ЛИД к новости по мотивам сказки «О рыбаке и рыбке» и брали интервью у Красной Шапочки. Нам дают время на коллективное обсуждение задания. Мы снова активно спорим и смеёмся, ведь задание действительно необычное. Наша фантазия не знает границ, поэтому нам удаётся написать не просто новость, а целый детектив. Мне поручили прочитать его при всех, и к нашей огромной радости, он всем очень понравился, даже такой серьёзной женщине, как Наталья Аркадьевна.

Семинар закончился, и по мраморной лестнице я спускаюсь уже не так торжественно, как поднималась в начале. Быстро и небрежно бегу по ней с друзьями, улыбаюсь и перебрасываюсь шутками.

— Весёлый был семинар, — радостно итожит кто-то из ребят. – Следующий — в апреле, надеюсь, не пропущу…