Каков вопрос – таков ответ

Нехитрая, на первый взгляд, фраза. Её глубинный смысл открывается нашим школьникам в работе над первыми интервью. «Успей задать главные вопросы. Хорошие вопросы – залог успеха. Будь ухом, а не языком», — эти правила мало запомнить, их нужно осваивать на практике. С умения задать вопрос и начинается мастерство для журналиста.

Учёба и труд в «Вышку» ведут

Катя ТишинаЕкатерина Тишина

Учиться только в школе? Неинтересно! Видимо, так рассуждают ученики гимназии «Перспектива», занимающиеся еще и в «Академии старшеклассников» при Высшей школе экономики — самого молодого и нестандартного вуза страны. Недавно гимназисты вернулись из поездки в Москву, где прошли курс, помогающий определиться с будущей профессией. Вместе с учениками в проекте «Академия Старшеклассников» принимали участие и учителя гимназии. Чем же занимались в учебное время преподаватели? И какие впечатления у них остались после командировки? Спросим у учителя истории и обществознания гимназии «Перспектива», по совместительству куратора наших старшеклассников в ВШЭ, Михаила Алексеевича Сорокина.

— Что входило в ваши обязанности куратора? Чем вы занимались во время пребывания в ВШЭ?
Моя главная обязанность — следить за здоровьем и безопасностью детей. С этим возникало мало проблем, так как мы жили на закрытой территории. А занимались мы, конечно же, учёбой. Дети вставали в 8 утра, шли на занятия и заканчивали учиться лишь в 11 часов вечера. И, несмотря на плотный график, у ребят было много интересных культурно-массовых мероприятий. Учителя же ходили на курсы по повышению квалификации. А я вместе с учениками в обязательном порядке посещал и лекции по истории. Кстати, физическая нагрузка, как у учащихся, так и у преподавателей, была одинаковая. Разве что ребятам было труднее с ней справляться: каждый день они получали большое количество нового материала, который нужно было усвоить.

— Сильно ли отличаются методы преподавания в ВШЭ от тех, которые преобладают в нашей гимназии?
Несмотря на то, что гимназия славится высоким уровнем преподавания, ВШЭ всё же находится на гребне современной волны. Ведь там работают люди, которые очень быстро схватывают новые технологии и сразу вносят их в работу. К примеру, на курсах по повышению квалификации учителям рассказывали о том, как привлекать к сотрудничеству всех учеников, которые могут работать в онлайн-пространстве. Такая коллаборация помогает повысить эффективность работы учащихся и учит решать проблемы за монитором своего компьютера. Верю, что эта технология будет актуальна и в нашем городе.

— Узнали ли вы для себя что-то новое на курсах повышения квалификации?
С точки зрения лекционного курса по истории, ничего нового не узнал, так как 7 лет опыта преподавания сформировали у меня базовые знания. А вот мастер-классы для преподавателей, где разбирали новые методики подачи материала, были для меня и полезны, и интересны. Более того, мне очень важно было наблюдать за тем, как опытные преподаватели в ВШЭ ведут свои лекции, анализировать, насколько они эффективны для учеников.

— Если бы вам представилась такая возможность, вы бы согласились преподавать в ВШЭ?
Когда я сидел на курсах и конспектировал лекцию, мне захотелось написать одну фразу: «Как жаль, что когда я учился в школе, ещё не было такого места и таких людей». Да просто стоять с Игорем Николаевичем Данилевским — профессором, кандидатом исторических наук — на одной кафедре мне уже было бы приятно. Очень хочется соответствовать такому уровню.

Икигай для Катюши

В Школе Молодого Журналиста занимались, занимаются и ещё будут приходить много творческих ребят. Что выделяет Катю Тишину? В первую очередь это её завидная мотивированность, от которой заряжаются все вокруг.

Итак, Катя Тишина — ученица 10-го класса гимназии «Перспектива», редактор школьной газеты и будущий журналист.

- Катя, почему именно журналистика?
— Однажды, ещё в восьмом классе, я смотрела новости на Первом канале, и поняла: «Хочу быть там». А потом была поездка на «Краеведческом экспрессе», где я познакомилось с Татьяной Пудовой, корреспондентом «Губернии». С любопытством наблюдала за её работой и опять «примеряла на себя». Есть такое японское понятие «икигай», означающее ощущение собственного предназначения в жизни. Икигай – это ваш самый главный интерес, ваше самое главное стремление. И если выбираешь дело на всю жизнь, оно должно совмещать четыре важных фактора. Работа должна быть нужна людям, вы должны быть в ней сильны и любить её всем сердцем. Четвёртый фактор — вам должны за неё платить. Я решила, что журналистика и есть мой личный икигай.

- А как родители относятся к твоему выбору?
— Они меня поддерживают, но им всё еще хочется, чтобы я занялась медициной. Во-первых, это полезно — будет свой личный врач в семье. Во-вторых, хорошие врачи неплохо зарабатывают. Но у меня огромные проблемы с химией и биологией. (Смеётся) Ничего не остаётся, как верить, что не промахнусь с журналистикой.

- Что успела сделать для достижения цели?
— Мой классный руководитель, зная, что я хочу стать журналистом, подала мою кандидатуру в редакцию газеты нашей гимназии. Я стала корреспондентом «Новой перспективы». Участвовала в «Фестивале школьных изданий». А этим летом была на фестивале «Журналюгин». В течение четырёх дней мы плотно занимались журналистской работой, общались с экспертами, знакомились с новыми людьми, участвовали в увлекательных мастер-классах. И в октябре я начала обучение в Школе Молодого Журналиста. Всё это — опыт и новые навыки. Когда я приступаю к написанию заметки или статьи, чувствую, как приходят силы и энергия, появляется вдохновение. Читая текст на радиолинейке, я замечаю, как мой голос меняется: становится громче, выразительнее и бодрее. А что уж говорить про съёмку сюжетов! Конечно, иногда бывает сложно говорить на камеру без единой запинки, но какую гордость ощущаешь, когда получится снять удачный стенд-ап или синхрон…

- Так ты уже опытный репортёр?
— Пока это первые шаги к тому, чтобы стать журналистом. Мой старт. Редакция помогла мне поверить в себя. Если бы не школьная газета, я и не умела бы сейчас ничего, а может быть и не заинтересовалась профессией. Мою первую статью редактор переписал полностью, потому что она была похожа не на статью, а на сочинение «Как я провела осенние каникулы». С каждым новым материалом я приобретаю опыт.

- Как думаешь, какие качества твоего характера пригодятся тебе в будущей профессии?
— Люди из моего окружения часто говорят, что журналистика не для моего характера. Я бываю стеснительной и закрытой, а когда-то и нерешительной, что, наверно, уж совсем не свойственно профессии. Но я верю, что нет ничего невозможного. Каждый может стать успешным журналистом, даже самый робкий и с дефектами речи, если будет работать над собой. Именно этим я занимаюсь последние два года. Стараюсь проявлять инициативу, больше читаю, в том числе познавательные статьи – нужно быть всесторонне развитой. Я мечтаю делать любую тему интересной и «горячей».

А ещё на фестивале «Журналюгин» нам рассказывали, что если вы новичок и приходите в редакцию к более опытным журналистам, то в любом случае столкнётесь с конкуренцией. Так что, нужно вырабатывать и бойцовские качества.

Будущую «акулу пера и микрофона» расспрашивали Анна Миненкова и Олеся Масливец
Берём интервью у Кати Тишиной