Журналистика как профессия исчезает в Китае

8 ноября в Китае отметили День журналиста. Лидер Китая Си Цзиньпин перечислил 10 качеств хорошего журналиста. Было подчёркнуто, что агентство и журналисты работают для партии и народа. Они несут ответственность перед партией и народом. Некоторые СМИ прокомментировали, что хороший журналист в Китае — это собака компартии. Ветераны СМИ отметили, что в Китае уже не существует настоящей журналистики, а есть только пропаганда.

167254170_journalists-676x450-676x450

В День журналиста общественный форум на WeChat опубликовал статью под названием «Си Цзиньпин: Кто такой хороший журналист». Там были описаны стандарты для хороших работников СМИ, которые привёл Си Цзиньпин. Он перечислил 10 стандартов хорошего журналиста, такие как «несёт ответственность перед партией и народом», «сообщает хорошие китайские новости» и так далее.

В статье особо подчёркнуто, что информационные агентства и журналисты должны работать для компартии Китая (КПК) и народа. Агентство «Синьхуа» сообщило о серии мероприятий, в которых участвовали «хорошие журналисты, которые рассказывают хорошие истории».

Гонконгская газета Ming Pao утверждает, что в течение многих десятилетий, китайские СМИ поют такие баллады: «Я — собака компартии, сижу у ворот компартии. Я кусаю, когда партия мне приказывает, и кусаю так сильно, как прикажет партия».

Член Китайской демократической партии Ма Цян был журналистом в Китае около 10 лет. Он был и репортёром, и новостником. Он сказал репортёру NTD: «В Китае журналистам надо быть собакой партии. Иначе не выжить, ваши работы не будут опубликованы. Теоретически, там нет профессии журналиста, а только пропаганда».

Между 1941 и 1945 годами, когда Мао Цзэдун был занят чистками в Яньань, он чётко определил, что газеты являются инструментом политической борьбы. Когда коммунисты пришли к власти в 1949 году, журналисты стали «рупором партии и народа». Но партия всегда была для них на первом месте.

Ming Pao пишет: «Все, кто не поддерживает коммунистическую партию, будут считаться классовыми врагами». Например, известный пекинский писатель и подпольный издатель Те Лю был заключён в тюрьму в возрасте 81 года.

Бывший редактор Shaanxi TV Ма Сяомин вспоминает: «Полицейские пришли в мой дом и предложили не брать интервью и не сообщать новости в течении четвёртого пленарного заседания КПК. В противном случае они обещали арестовать меня».

Ма Сяомин преследовался режимом за поддержку движения студентов в 1989 году. Он был заключён в тюрьму и отправлен в трудовой лагерь несколько раз за поддержку петиционеров.

Он утверждает, что китайскому народу серьёзно промывают мозги. Его родственники действительно верили, что подобное предупреждение полицейских указывает на толерантность властей. Когда появились слухи об аресте китайцев, которые поддерживают движение «Оккупируй Централ» в Гонконге, родственники посоветовали ему не создавать «проблемы» властям.

Ма Сяомин сказал репортёру NTD: «Партия через СМИ одурманивает китайцев много лет. Люди, слушая партийные СМИ, становятся покорными. Они даже считают некоторые честные СМИ незаслуживающими доверия, так как партия сказала, что у них есть скрытые мотивы. В Китае правильное и неправильное полностью искажено».

30 лет назад журналисты потребовали ввести закон о СМИ. В 1988 году власти начали подготовку закона, однако он так и не был введён. Эксперт по Китаю Чэнь Юнь пояснил, почему в Китае не принят закон о СМИ: «Гоминьдан разработал закон о СМИ, а коммунисты использовали лазейки в законе. Теперь КПК находится у власти. Ей удобнее не иметь закона о СМИ, тогда никто не сможет воспользоваться лазейками. Без этого закона КПК может контролировать журналистов». (epochtimes.ru)