Любовь и верность рядового Гибша

…И снова – встреча! Да еще какая… Когда председатель Самарской областной организации СЖ Ирина Цветкова с коллегами начинали цикл встреч «Легенды самарской журналистики» (к 100-летию регионального союза), возможно, не представляли, какой уместный, теплый, душевный формат нашли, представляя эти мероприятия именно как встречи. Для тех, кто в зале – студентов-журналистов самарских вузов, старшеклассников самарских школ из кружков и студий юных корреспондентов каждый раз такая встреча – открытие нового для них не просто имени, а личности.

IMG_9097

IMG_9120

Что значит личность в журналистике, вряд ли можно усвоить, только имея творческие способности и овладев основами ремесла. Здесь же они знакомятся не с «лакированными» портретами классиков, а с теми, кто писал, снимал, вел передачи в самарских СМИ и с иронией, а то и сарказмом воспринял бы, если б узнал, что назовут его легендой… Как Юрий Иосифович Гибш, которому была посвящена очередная встреча цикла.

Особость, отличие от общепринятых традиций нынешнего проекта в выборе имен. Если вдуматься, то, например, Гибш, стоит особняком среди героев цикла. Особых профессиональных званий — регалий не имел, ажиотажа в связи с его взглядами не случалось, да и должность в редакционной иерархии он занимал практически рядовую – корреспондент отдела промышленности и отдела писем областной газеты «Волжская коммуна» (ниже – только стажер). И если честно, когда Юрия Иосифовича провожали в последний путь, новые – старые коллеги в родной ему редакции… Ну, да бог с ними, не достойны они упоминания в легенде по имени «Юрий Гибш».

IMG_9175

Почему же посвящен рядовому журналисту фильм в проекте «Самарские судьбы», и смотрит его в общем-то не сентиментальная юная поросль широко открытыми глазами, а голос ведущей встречу руководителя пресс-службы областного Союза журналистов Танзили Аглиулиной после просмотра видео становится таким тихим и хрупким?..

В фильме читаются отрывки из записных книжек Юрия Иосифовича. Один из них такой (начала 1990-х): «Я мог бы уехать из страны, как делают это сейчас многие. Но я никогда не уеду отсюда. В этой земле похоронены мои родные. Я не могу без русской литературы. Я воевал за свою страну. Это – моя родина». Что это: отзвук дискуссии с теми, кто уезжал в поисках лучшей жизни, или признание в любви к стране, в которой Гибш всегда оставался рядовым?

Фактически рядовым он два года воевал в Великую Отечественную. Не в штабе писарем просидел умный, образованный 18-летний парень, а, как говорили настоящие фронтовики, провел «на передке» (на передовой). Среди многих боевых наград той войны есть одна, невысокая своим официальным статутом, но особо ценимая среди воевавших. Это медаль «За отвагу». Солдатская. Награда – только за личное мужество, когда не спрятаться за спину товарища, не отсидеться в окопе. Когда впереди – враг, позади – вся жизнь… Не силач, не косая сажень в плечах, а худощавый, не болтливый, вежливый Юрий Иосифович сам не рассказывал, за что конкретно был награжден солдатской медалью «За отвагу» А друзья – товарищи не удосужились вовремя расспросить…

После войны – артиллерийское училище, заочный журфак МГУ и десятки лет работы, точнее службы, в областной газете. В одну строчку укладывается вся мирная биография журналиста Гибша. И сложной, драматичной предстает его судьба.

Только через 23 года после знакомства он смог связать жизнь с любимой женщиной Маргаритой и начать с нуля — в крохотной квартирке, где первое, что появилось – это книги, книги… Счастливых лет выпало Юрию Иосифовичу так немного: Маргарита заболела. Как оказалось, неизлечимо.

IMG_9083

Какое отношение семейная беда имеет к журналистике, к повседневному газетному труду? Зачем это знать сегодня тем, кому всего-то лет 16 -18 — 20? Нет, им нужно знать, каково это – не сломаться, когда любимый человек страдает, «пахать» в редакции до покраснения глаз и оставаться уравновешенным и благожелательным… И главное – порядочным. Если представить в самарской журналисткой профессиональной среде (второй половины ХХ века) эталон порядочности, то стоит дать ему имя Юрия Иосифовича Гибша.

За годы и годы вокруг него то один, то другой коллега получал повышение в должности, а Гибш оставался в рядовых. Не надо быть наивным, конечно, он догадывался, почему. И какое большое сердце надо иметь, чтобы не озлобиться на тех, у кого карьера складывалась удачно. Мудрый Гибш отделял мух от котлет: политику советской власти от отношений между людьми.

Маститый редактор газеты К. И Шестаков как-то на летучке, недовольный качеством публикаций, обронил: «…и язык материалов казенный! Не смешно ли: русским языком по-настоящему владеют только татарин Аглиулин и еврей Гибш!» Пусть и поучительное преувеличение, но и основанное на данности: Юрий Иосифович выписывал свои тексты с тем тщанием, что литературный редактор и корректура отдыхали, вычитывая их. Уважение к языку, на котором говоришь и пишешь, может, и не главное для профессионала слова (как считается в пору тотального пренебрежения грамотностью в on-line творчестве), но как знак культуры сомнению не подлежит.

…Гаснет экран, замолкают звуки «Болеро» Равеля – так любимого Юрием Иосифовичем. Подразумевается: теперь будут вопросы – ответы, живой разговор о том, что осталось за кадром фильма. Но – тишина… Модератор деликатно нарушает ее: что скажут те, кто впервые встретился с Гибшем?

Педагог дополнительного образования школы №145, руководитель студии юных журналистов Надежда Федоровна Аристова порывисто опережает своих учеников: «Хочется помолчать… Побыть еще рядом с такой светлой личностью».
Рядовой Гибш – храбрый солдат и честный журналист – остался верен своей любви, профессии, стране. Деликатный, обходительный Юрий Иосифович…

Автор фото — Сергей Курочкин.