Секреты зеленой комнаты, или Кое-что о телевидении

Мало кто задумывается о том, какой кропотливый и тяжелый труд вкладывается в создание хорошего телевизионного проекта. Программами, которые мы видим по телевизору, занимается огромное количество людей, и каждый должен быть ответственным за свою работу и предельно качественно ее выполнять. Иначе ничего путевого не выйдет. В этом я убедилась, побывав на телеканале «Самара-ГИС». Познавательную экскурсию для нас, учащихся Школы Молодого Журналиста, провел режиссер-постановщик Валерий Михайлович Осипов.

Так с чего же все начинается? «Все начинается, конечно же, с идеи. Если у тебя нет этой базы, то дальнейшая работа бесполезна», — говорит Валерий. То есть, самое сложное, это сгенерировать новую, оригинальную, а главное технологичную идею, и сразу же запускать ее в производство. Далее за дело берется сценарист. Именно со сценария начинается работа над произведением. Он лежит в основе всех дальнейших действий целой команды специалистов. «Самая главная ошибка всех неопытных сценаристов – создание текста, который плохо переводится в визуальную форму», — считает режиссер. Ведь именно ему приходится исправлять положение, решая вопрос: «Что же показывать в этом месте?»

Когда материал готов, ведущему дается время на его изучение. Перед каждой сменой в аппаратно-студийном комплексе выставляются камеры и свет под рост ведущего. Кстати, на «ГИС» всего одна студия. Зеленая. Зеленый фон, даже пол — зеленый. Почему зеленый?

Вот она, зеленая студия
Вот она, зеленая студия

«В основе работы виртуальной студии лежит принцип прорезания по цвету, — объяснил Валерий. – Фон – это основа, из которой должны легко «вырезаться» персонажи. Качественно вырезаются цвета-антиподы. Например, базовый цвет нашей студии зеленый, он — антипод красного цвета, который составляет основу цвета человеческого лица. Таким образом, зеленый задний фон дает четкую картинку ведущего и участников программы».

Примеряюсь к роли телеведущей
Примеряюсь к роли телеведущей

А на экранах своих телевизоров мы видим их на фоне города или в кафе, на морском побережье или у кратера вулкана. Использование виртуальной студии позволяет в течение нескольких минут «перестраивать» павильон под различные программы. Пара кликов мыши в компьютере — и в студии уже другой фон. Это позволяет в течение рабочего дня записывать 5-6 студийных программ. Такое удобство – этот зеленый фон! Единственное «но». Гостей студии предупреждают – зеленое не надевать. Ваша зеленая блузка станет прозрачной вместе со студийным фоном. На экране останется одна голова.

А на экране - мы на палубе. Зеленые джинсы Киры Хван «растворились».
А на экране — мы на палубе. Зеленые джинсы Киры Хван «растворились».

Ведущий должен четко знать, когда и что говорить. Случается и импровизация, но даже она должна быть отрепетирована. Перед выпуском ведущий обязан прочитать все новости, чтобы потом, увидев их на экране электронного суфлера, выдать текст в эфир без запинки. Поэтому в студии принято появляться за 5–7 минут до начала эфира. Обычно этого времени достаточно, чтобы пробежать глазами подводки к сюжетам. Но работа ведущего крайне ответственная не только поэтому. Если не владеть материалом достаточно хорошо, можно испортить все на камере, в особенности, в прямом эфире. Чтобы радовать глаз зрителя, ведущий должен и выглядеть хорошо. Это уже работа стилистов, которые находятся в гримерной. При этом учитывается не только мнение персоны, но и то, как одежда смотрится в кадре. Как правило, это касается только верхней части гардероба. Поэтому если ведущий или участник программы появится в студии в пиджаке и шортах, команду новостей это нисколько не шокирует. Когда все готово, режиссер приступает к своей работе. Он же и передает всю информацию ведущему через наушник, и все изменения, которые могут произойти.

Но такую же важную роль играют и сотрудники, которые сидят в аппаратных видеомонтажа, в звукозаписывающей студии, то есть, «за кадром». Вся кинематографическая суть процесса в его пластичности и гибкости. Каждый при необходимости может заменить коллегу. Нужно быть готовым ко всему и работать усердно и вместе, чтобы воплотить общую идею. Любой телевизионный продукт — это коллективный труд.
Работа у телевизионщиков очень нервная, но творческая. Этим и привлекает меня. Без преодоления и сложностей и жить неинтересно.

Анджела Петрова