Акулы пера о свободной журналистике

16 октября 2021 года в Самарской областной универсальной научной библиотеке состоялась творческая встреча «Акулы пера «Свободная журналистика». Организатор мероприятия   — Самарское областное отделение Союза журналистов.

Мероприятие проходило в контексте выставки «Во! Время» и посвящалось изучению культурной хроники 1985–1995 гг. на примере жизни города Куйбышева, когда он превращался в Самару. Естественно, что предметом анализа стали СМИ того периода.

Спикерами на данной встречи выступали:

Сергей Курт — Аджиев, шеф — редактор «Эхо Москвы» в Самаре:
«Современная журналистика сегодня — это история иностранных агентов».
Что же такое свободная пресса сегодня? С 1985-1991 гг. прессу представляли свободные издания : «Комсомольская правда», «Волжский комсомолец», «Московские новости», «Огонек» и многие другие СМИ. После 1991 года свободная пресса обрела «безумное» значение. Появилась газета «Будни», этакая «желтая пресса», на одной странице таких газет, было не менее 10 колонок с рекламой массажных салонов.
Одним из наиболее ярких представителей свободной прессы в Куйбышеве являлась газета «Волжский комсомолец», которая издавалась 1920 по 1991 гг. Она была органом Куйбышевского обкома. Общественно — политическое издание, которое писало обо всем и немного, о Комсомоле.
В 1991 году вышел первый закон о СМИ, который гласил: цензура запрещена, государственные органы, или организации, которые занимаются цензурой, должны быть закрыты. Что же мы имеем сейчас?
Мы можем писать о чем угодно, но потом к тебе приходят, банят и штрафуют. Нас всех заставляют быть цензорами, многие СМИ выбирают, о чем писать.

Сергей Силантьев, журналист, работал в газете «Волжский комсомолец».
«Свобода слова — рождалась в муках»
В моем мире никакой свободной прессы тогда не существовало. Были лишь «ростки», которые пробивались через асфальт. В те годы, Дмитрий Муратов (лауреат Нобелевской премии мира 2021 года «за усилия по защите свободы выражения мнений, которая является предпосылкой демократии и прочего мира») призвал нас в газету «Волжский комсомолец».
C приходом гластности и перестройки, журналисты стали больше писать о том, о чем не рекомендовали писать, но все же за каждой публикацией стояли баталии. К примеру, 12 дней ушло на то, чтобы разместить материал: «о голодовке рабочих».
«Прежде всего, когда ты пишешь материал, нужно найти силы в себе, ты должен осознавать, что рискуешь получить «волчий билет».
Такие материалы в газете «Волжский комсомолец», как «цикл материалов о наркомании», «КГБ и перестройка» и опубликованный материал о первом митинге, давались очень тяжело, через большое количество преград.

Игорь Вережан, журналист, работал в газете «Волжский комсомолец», автор знаменитого снимка первого митинга в Куйбышеве.
«То, что хорошо, не бывает в большом количестве»
Сергей Федоров, главный редактор «Волжский комсомолец», дал мне фотоаппарат «смена», залез на крышу театра оперы и балета и сделал несколько фото, дальше менты меня поймали, но отпустили.
Свободную прессу, понимает, как метафору «Платона с пещерой»
В пещере прикованы люди, которые не могут поворачивать голову, могут смотреть только вперед, у них за спиной просвет, где горит огонь. Между их спинами идут люди, которые тащат разную утварь, сантехнику и фигурки. Люди, которые прикованы, видят на стене лишь всполохи теней, обрывки разговоров, которые ведут люди, несущие утварь. Они формируют свою картину мира, этими «тенями», не способны, повернуть головы, а если повернут, то ослепнут от света. Журналистов можно описать как самых громких «крикунов», которые сидят среди прикованных, тех, у кого, самое острое зрение.
Журналистика не свободная, потому что «крикунов» сконцентрировали в пещере, около одного лидера, который говорит, как и о чем писать.
На данный момент, журналистика меняет форму, становится массовой и легкодоступной, например, посты в интернете, которые может написать и опубликовать любой человек. В современном мире нет спроса на качественную журналистику.

Александр Лаврик, журналист газеты «Волжская заря»:
Газета «Волжская заря» настояла на том, чтобы Куйбышеву, вернули имя Самара, так же выступила за открытие первого и единственного зоопарка.

Александр Лаврик вспомнил знаменитую фразу историка Тацита: — «Как хорошо, когда можешь думать, о чем хочешь и говорить то, что думаешь».

Считаю, что данная фраза актуальна и сейчас. Мне часто приходится выступать перед студентами — журналистами.
И каждое свое выступление начинаю с фразы: «Свобода слова – это ты забрался на «пенек» и говори, что хочешь. Не ругайся, не призывай к войне и расовой ненависти».
А Свобода печати — это не то, что сегодня в газете печатают одно, завтра второе и т.д.
Свобода печати — это очень много различных газет, журналов и каналов, которые отстаивают свою позицию в определенном сегменте.

В 1985 году появилась свобода «основывать газету». Появились разные газеты, разного толка и направления, «хорошие» и «плохие».
Например, газета «Михаил» 1991 год, одно из первых в Самаре, эротических изданий.
Основатель — Михаил Перегудов. Один из лучших в Самаре художников женского тела.
Свобода открытий частных типографий – это все связанно со свободой слова.
Отсутствие цензуры, в 1985-1995 гг., повлекло за собой то, что у людей старшего поколения до сих пор, остается внутри «самоцензура», а это страшнее, чем та цензура, которая тогда была. А цензура была разная.

В завершении выступлений, Сергей Курт – Аджиев дополнил: «Вся свобода журналистики – она зависит от внутренней свободы, а не от закона». «Мы, знакомясь со свободой, открывая мир, прошли очень много этапов, в том числе, много этапов прошла журналистика».