Юрий Стрелец: «Правильно сделанная фотография задевает сердца людей»

В канун Нового года гостем Школы Молодого Журналиста стал известный самарский фоторепортер Юрий Стрелец. Председатель Фотообъединения областного Союза журналистов, член Союза фотохудожников России, редактор отдела фотоиллюстраций газеты «Самарские известия» и на вопросы школяров ответил, и полезными советами поделился.

SONY DSC

Юрия Хаимовича многие знают в первую очередь по спортивным фоторепортажам, но за свою карьеру длинной более 35 лет он снимал не только на крупнейших спортивных состязаниях, таких как Универсиада в Казани или Олимпийские игры в Сочи. Были командировки в Чечню, когда там шла война, были уникальные репортажи из кабины ТУ-134… Разве что на подводной лодке и космическом корабле не снимал, шутит мастер.

Опыт опытом, но прогресс диктует свои условия. Юрий признался, что все труднее соперничать в оперативности:
«Сегодня все снимают на телефоны, и самая свежая информация немедленно появляется в Интернете. «Время парадоксов. Сейчас намного проще стать фотожурналистом, но это обманчивая лёгкость. Снимают те, кому стоит это делать, и те, кому нельзя этим заниматься».

Учащихся интересовало, так ли важно для профессионала, какой аппаратурой снимать. Юрий ответил примером: «Важно не только кто, но и чем. Если взять двух гонщиков и дать одному «Феррари», а другому «Запорожец», то понятно, кто приедет быстрее. Если дать простому человеку «Феррари», то гонщик даже на «Запорожце» будет первым».

Юрий Стрелец

Как профессионал Юрий Стрелец прошёл интересный путь, но первую публикацию в «Волжской заре» в 1979 году (это был фотоэтюд, снятый на набережной) он никогда не забудет: «Когда я увидел свою фотографию в газете, это произвело на меня огромное впечатление. Чуть позже пошли публикации и в центральной прессе. Сотрудничал с «Известиями», в «Неделе» печатался, в «Советском спорте». В то время это было очень престижно».

Говоря о спортивной фотографии, Юрий Хаимович признался, что больше всего любит футбол. Но даже непопулярные виды спорта очень зрелищные и фотогеничные: «Плавание можно очень мощно снять, хоккей на траве, баскетбол, волейбол».

SONY DSC

В 1996 году фотография Юрия Стрельца участвовала в выставке «From Russia with Love» в Сент-Луисе, США: «На самой выставке я не был, хоть меня обещали поселить и покормить. Я был в Америке, но намного позже». Этот же снимок экспонировался на фотовыставке в мемориале Черчиля в Фултоне.

«Чем хуже в жизни, тем интереснее в журналистике, —  сказал фоторепортер про 90-е годы. — Стало больше изданий, было интересно и свободно работать на фоне всех политических событий. Потом уже появились агентства и задания. В советское время общественная жизнь была не так насыщенна, поэтому я и тяготел к спорту. Сейчас опять всё «скукоживается». На призах и грантах можно заработать больше, чем в редакции за весь год. С одной стороны хорошо, а с другой плохо».

Конечно, больше всего вопросов было о творчестве.

- Вам всегда удается запечатлеть самые интересные моменты в спорте. Это талант или можно научиться?
— Смотря как делать, если ударить по пианино пальцами, тоже будет звук. И в фотографии можно и так, а можно качественно. Конечно, нужен талант, знания, надо понимать, что снимаешь – «включать голову». Не помешает реакция и внимание.

- Сколько необходимо сделать снимков, чтобы получить именно тот, единственный?
— Иногда одного достаточно, иногда 1000 мало. Я думаю. И стараюсь не насиловать ни себя, ни фотоаппарат – не щелкаю, что попало. Удача тоже не помешает. Вот снимал я в Царевщине установку креста на кургане. Погода была плохая, сильный ветер. А снимали ведь на пленку, 36 кадров — и все! Вижу, плёнка заканчивается, а того самого кадра нет. Уже и крест установлен, осталось завершить какие-то мелочи. Подлетает вертолёт, зависает над крестом, и человек спускается на кресле, чтобы отцепить веревки. Отличный ракурс! И я снял снизу этот момент. Один единственный кадр получился очень удачным.

- Что для вас качественный снимок?
— Качественный снимок, это когда всё сходится: глаз, голова, душа, момент. Была такая история со мной, где-то в 2000г. Привезли солдата в госпиталь из Чечни. Нас с корреспондентом пропустили к нему в реанимацию. Лежит он без движения, как бревно, только глаза живые. Всё видит, а сказать не может. И главное – никто не знает его имени. Я его снял и удивился: почему не могут установить данные бойца, когда у него на шее солдатский медальон с номером? Это ж какое надо иметь равнодушное сердце? Позвонил в Москву, в «Известия». В итоге вышла статья, которая наделала шуму. Тут же телевизионщики сняли сюжет в программе «Время». Увидела солдата мама, узнала сына и приехала. Вот такая мощная история.

— А есть сюжеты, которые вы не стали бы снимать никогда?

— Казнь. Хотя, окажись я в такой ситуации, не знаю, как бы себя повел. На войне, в Чечне, был всего неделю — на всю жизнь хватило. Кому пришлось там воевать не один месяц, возвращались с нарушенной психикой. Так снимать или не снимать? Это вопрос и нравственности, и профессионализма.

Юрий привёл в пример знаменитый снимок фотографа Ника Ута «Напалм во Вьетнаме». Маленькая голая девочка, бегущая от карателей, все тело которой — сплошной ожог. Этот страшный снимок вызвал мощную протестную волну в Америке, что ускорило сворачивание военных действий.

— Что вам больше нравится в профессии?

— Я рад, что нашёл дело, к которому я приспособлен. Которое мне нравится и от которого получаю удовольствие. Есть возможность где-то побывать, путешествовать, общаться с интересными людьми. Я много где был, кроме космического корабля и подводной лодки, разве что. Интересная профессия!

Общий

Пока мы пытались быстро сгенерировать в голове наши вопросы, Юрий дал несколько советов начинающим фотографам:
• Если есть интерес и возможность заниматься фотографией, то нужно самому двигаться в нужном направлении. Общаться, учиться, в студии, в школе фотографической — у нас в Самаре такие возможности есть. В конкурсах участвовать. В нашем конкурсе «Самарский взгляд» представлены и любители. Да и в интернете сейчас можно найти всё, что нужно.
• Чтобы стать профессионалом, надо быть внимательным, требовательным к самому себе, мобильным, подвижным. Нужно рисковать, чтобы добиться успехов, уметь смотреть не только вперёд, но и влево, вправо и назад. Необходимо быть культурным и аккуратным.
• Если выполнять только задания, не добьешься многого. Часто мчусь туда, куда меня не посылают. Если выполняю задание, то могу увлечься и снять не то, что от меня ждали.

С 21 декабря выставку Юрия Стрельца «Мигранты, гастарбайтеры» можно увидеть в Доме журналиста.

Королев Тимофей_визитка1

Тимофей Королёв

Оксана_Гниломедова_визитка

Оксана Гниломёдова