В канун Нового года гостем Школы Молодого Журналиста стал известный самарский фоторепортер Юрий Стрелец. Председатель Фотообъединения областного Союза журналистов, член Союза фотохудожников России, редактор отдела фотоиллюстраций газеты «Самарские известия» и на вопросы школяров ответил, и полезными советами поделился.
Юрия Хаимовича многие знают в первую очередь по спортивным фоторепортажам, но за свою карьеру длинной более 35 лет он снимал не только на крупнейших спортивных состязаниях, таких как Универсиада в Казани или Олимпийские игры в Сочи. Были командировки в Чечню, когда там шла война, были уникальные репортажи из кабины ТУ-134… Разве что на подводной лодке и космическом корабле не снимал, шутит мастер.
Опыт опытом, но прогресс диктует свои условия. Юрий признался, что все труднее соперничать в оперативности:
«Сегодня все снимают на телефоны, и самая свежая информация немедленно появляется в Интернете. «Время парадоксов. Сейчас намного проще стать фотожурналистом, но это обманчивая лёгкость. Снимают те, кому стоит это делать, и те, кому нельзя этим заниматься».
Учащихся интересовало, так ли важно для профессионала, какой аппаратурой снимать. Юрий ответил примером: «Важно не только кто, но и чем. Если взять двух гонщиков и дать одному «Феррари», а другому «Запорожец», то понятно, кто приедет быстрее. Если дать простому человеку «Феррари», то гонщик даже на «Запорожце» будет первым».
Как профессионал Юрий Стрелец прошёл интересный путь, но первую публикацию в «Волжской заре» в 1979 году (это был фотоэтюд, снятый на набережной) он никогда не забудет: «Когда я увидел свою фотографию в газете, это произвело на меня огромное впечатление. Чуть позже пошли публикации и в центральной прессе. Сотрудничал с «Известиями», в «Неделе» печатался, в «Советском спорте». В то время это было очень престижно».
Говоря о спортивной фотографии, Юрий Хаимович признался, что больше всего любит футбол. Но даже непопулярные виды спорта очень зрелищные и фотогеничные: «Плавание можно очень мощно снять, хоккей на траве, баскетбол, волейбол».
В 1996 году фотография Юрия Стрельца участвовала в выставке «From Russia with Love» в Сент-Луисе, США: «На самой выставке я не был, хоть меня обещали поселить и покормить. Я был в Америке, но намного позже». Этот же снимок экспонировался на фотовыставке в мемориале Черчиля в Фултоне.
«Чем хуже в жизни, тем интереснее в журналистике, — сказал фоторепортер про 90-е годы. — Стало больше изданий, было интересно и свободно работать на фоне всех политических событий. Потом уже появились агентства и задания. В советское время общественная жизнь была не так насыщенна, поэтому я и тяготел к спорту. Сейчас опять всё «скукоживается». На призах и грантах можно заработать больше, чем в редакции за весь год. С одной стороны хорошо, а с другой плохо».
Конечно, больше всего вопросов было о творчестве.
- Вам всегда удается запечатлеть самые интересные моменты в спорте. Это талант или можно научиться?
— Смотря как делать, если ударить по пианино пальцами, тоже будет звук. И в фотографии можно и так, а можно качественно. Конечно, нужен талант, знания, надо понимать, что снимаешь – «включать голову». Не помешает реакция и внимание.
- Сколько необходимо сделать снимков, чтобы получить именно тот, единственный?
— Иногда одного достаточно, иногда 1000 мало. Я думаю. И стараюсь не насиловать ни себя, ни фотоаппарат – не щелкаю, что попало. Удача тоже не помешает. Вот снимал я в Царевщине установку креста на кургане. Погода была плохая, сильный ветер. А снимали ведь на пленку, 36 кадров — и все! Вижу, плёнка заканчивается, а того самого кадра нет. Уже и крест установлен, осталось завершить какие-то мелочи. Подлетает вертолёт, зависает над крестом, и человек спускается на кресле, чтобы отцепить веревки. Отличный ракурс! И я снял снизу этот момент. Один единственный кадр получился очень удачным.
- Что для вас качественный снимок?
— Качественный снимок, это когда всё сходится: глаз, голова, душа, момент. Была такая история со мной, где-то в 2000г. Привезли солдата в госпиталь из Чечни. Нас с корреспондентом пропустили к нему в реанимацию. Лежит он без движения, как бревно, только глаза живые. Всё видит, а сказать не может. И главное – никто не знает его имени. Я его снял и удивился: почему не могут установить данные бойца, когда у него на шее солдатский медальон с номером? Это ж какое надо иметь равнодушное сердце? Позвонил в Москву, в «Известия». В итоге вышла статья, которая наделала шуму. Тут же телевизионщики сняли сюжет в программе «Время». Увидела солдата мама, узнала сына и приехала. Вот такая мощная история.
— А есть сюжеты, которые вы не стали бы снимать никогда?
— Казнь. Хотя, окажись я в такой ситуации, не знаю, как бы себя повел. На войне, в Чечне, был всего неделю — на всю жизнь хватило. Кому пришлось там воевать не один месяц, возвращались с нарушенной психикой. Так снимать или не снимать? Это вопрос и нравственности, и профессионализма.
Юрий привёл в пример знаменитый снимок фотографа Ника Ута «Напалм во Вьетнаме». Маленькая голая девочка, бегущая от карателей, все тело которой — сплошной ожог. Этот страшный снимок вызвал мощную протестную волну в Америке, что ускорило сворачивание военных действий.
— Что вам больше нравится в профессии?
— Я рад, что нашёл дело, к которому я приспособлен. Которое мне нравится и от которого получаю удовольствие. Есть возможность где-то побывать, путешествовать, общаться с интересными людьми. Я много где был, кроме космического корабля и подводной лодки, разве что. Интересная профессия!
Пока мы пытались быстро сгенерировать в голове наши вопросы, Юрий дал несколько советов начинающим фотографам:
• Если есть интерес и возможность заниматься фотографией, то нужно самому двигаться в нужном направлении. Общаться, учиться, в студии, в школе фотографической — у нас в Самаре такие возможности есть. В конкурсах участвовать. В нашем конкурсе «Самарский взгляд» представлены и любители. Да и в интернете сейчас можно найти всё, что нужно.
• Чтобы стать профессионалом, надо быть внимательным, требовательным к самому себе, мобильным, подвижным. Нужно рисковать, чтобы добиться успехов, уметь смотреть не только вперёд, но и влево, вправо и назад. Необходимо быть культурным и аккуратным.
• Если выполнять только задания, не добьешься многого. Часто мчусь туда, куда меня не посылают. Если выполняю задание, то могу увлечься и снять не то, что от меня ждали.
С 21 декабря выставку Юрия Стрельца «Мигранты, гастарбайтеры» можно увидеть в Доме журналиста.
Тимофей Королёв
Оксана Гниломёдова